N°153 24 октября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
О пользе частной инициативы За четыре года Московский дом фотографии сумел сделать ее национальным достоянием
Московский дом фотографии отметил свой четвертый день рождения небольшой выставкой в Московском центре искусств на Неглинной. Было не особенно торжественно - как-никак не юбилей, а рядовая годовщина. При этом собравшиеся недоверчиво спрашивали друг друга: «Неужели прошло только четыре года?» На самом деле четыре года исполнилось юридическому статусу МДФ. Деятельность его создателя, главного двигателя и бессменного вдохновителя Ольги Свибловой на поприще фотографии началась раньше. Тогда, когда ею было замечено вопиющее отсутствие на российской почве столь модного на Западе жанра.
Это сегодня кажется, что Дом фотографии в Москве был всегда. О его существовании постоянно напоминают то масштабные весенние фотобиеналле, то -- в пропускаемые годы -- не менее масштабные фотофестивали, то локальные выставки, то презентации, то приемы, то настоящая свадьба директора Дома фотографии Ольги Свибловой, отпразднованная как грандиозное шоу. За четыре года было устроено 116 выставок в самых разных местах -- от небольших кафе до престижных музейных залов Европы. Умение Свибловой взвихрить вокруг себя нужных, модных, влиятельных или просто приятных людей и закружить всех в неизменно праздничной суете вокруг непопулярного прежде в России искусства фотографии -- непревзойденно. Говорят об этом не только приятное. Слишком много суеты, мол, и недостаточно серьезного изучения предмета. Выставки делаются в кратчайшие сроки, составляются без необходимого усердия, зачастую случайно подбираются по тематике, светский и политический аспект перевешивает собственно научный и художественный смысл, все торопливо, в последний момент... Сотрудники часто меняются, зарплата маленькая, работа нервная. Все так -- или почти так. Но дело в том, что до Свибловой российская фотография была скорее прикладной и маргинальной частью художественного процесса, теперь же ни у кого не возникает сомнения, что дело это нужное, престижное и даже в перспективе, возможно, коммерчески успешное. Образцом для Свибловой был Европейский дом фотографии в Париже -- учреждение серьезное, с солидным статусом и международным авторитетом. Сделать подобное в Москве (где фотографию не хранили, где лучшие фотографы либо обслуживали советский режим, либо просто исчезали из жизни, где фотография была в лучшем случае документом, удостоверяющем то, чего на самом деле нет, но что хотелось бы видеть -- советскую утопию) казалось просто нереально. Кстати, когда Дом фотографии собирал ретроспективную выставку «Основные события советской истории в фотографии. 1917--1991» для парижского фотофестиваля, выяснилось, что свидетельств многих исторических событий у советских фотографов просто нет: ни лагерей, ни тюрем, ни судебных процессов, ни строительства колхозов, ни реального «освоения» Сибири, ни переселения народов -- лишь парады, военные и физкультурные, бравые военные, доблестные землепашцы и прочие разрешенные цензурой явления и персонажи. Если на Западе фотография всегда была ценима сама по себе -- а с семидесятых годов фотографии стали выставлять на аукционах по искусству, как антикварные, так и современные, -- то у нас она была падчерицей, и мало кому приходило в голову собирать негативы, авторские отпечатки, хранить их и уж тем более покупать. Конечно, и без Свибловой ценность искусства фотографии постепенно была бы освоена лучшими и продвинутыми галеристами и художниками. Но только Свибловой было под силу заставить раскошелиться на поддержку фотографии вполне консервативное московское правительство, а следовательно, придать своим популяризаторским усилиям характер государственной важности. Искусство учтивой дипломатии, которым Свиблова владеет виртуозно, позволило ей не только получить юридический статус для своего Музея, провести множество крупномасштабных проектов, но и вывести фотографию в массы. Как минимум два раза -- на 850-летие Москвы и во время фотофестиваля «Спорт в фотографиях» ко Всемирным Олимпийским юношеским играм -- город украшали огромные бигборды с хорошими фотографиями, удачно контрастирующие с обычным для столицы лубочным убожеством уличного оформления. Поддержка мэрии и лично Юрия Лужкова позволила Дому фотографии выглядеть респектабельно и убедительно -- издавать отменные каталоги, проводить изящные презентации выставок, участвовать в международных проектах и приглашать в Москву выдающихся западных фотографов. После неудачи на президентских выборах спонсорская активность Лужкова сильно уменьшилась, что не замедлило сказаться и на МДФ. Так и нет у музея своей выставочной площадки, каталог весеннего фестиваля издан только сейчас, медленно продвигается дело с альбомом новой московской архитектуры, для которой МДФ специально заказывал съемку. И тем не менее. Сейчас статус Дома фотографии уже столь безусловен, что не дать ему зачахнуть -- дело национального престижа. С другой стороны, и Ольге Свибловой придется придумать что-то совершенно особенное -- чтобы не заскучала общественность, привыкшая получать из этих рук проекты экстравагантные и будоражащие.
За четыре года Московский дом фотографии сумел сделать ее национальным достоянием Московский дом фотографии отметил свой четвертый день рождения небольшой выставкой в Московском центре искусств на Неглинной. Было не особенно торжественно - как-никак не юбилей, а рядовая годовщина. При этом собравшиеся недоверчиво спрашивали друг друга: «Неужели прошло только четыре года?» Сегодня кажется, что Дом фотографии в Москве был всегда. >>
Появились сентябрьские книжки журналов "Звезда" и "Октябрь". В "Звезде" публикуется подборка новых рассказов Людмилы Петрушевской - написанных, впрочем, по старым, давно апробированным фирменным рецептам. А вот "Октябрь" можно поздравить с удачей: рубрикой прозаика из Екатеринбурга Ольги Славниковой "Терпение бумаги". >>
Открылась выставка шведского художника Яна Хофстрема «Внутренняя станция» - выставка камерная и не амбициозная. Потому она хорошо смотрится в лабораторном пространстве Института современного искусства (бывшая мастерская Ильи Кабакова). В отличие от музейных или протокольных выставок здесь видишь фрагмент повседневности современного западного искусства. >>
В Петербурге закончился баховский фестиваль Международный фестиваль «Бах-Мендельсон: преемственность традиций» стал самой крупной культурной акцией Петербургской филармонии, предпринятой за последние годы. Музыкальные приношения скромному лейпцигскому кантору в год 250-летия его смерти оказались разнообразны и щедры. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|