N°143 10 октября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Когда б Толстой увидел эти игры... "Семейное счастье" Льва Толстого в "Мастерской Петра Фоменко"
Трудно найти другого режиссера, который ничтоже сумняшеся взялся бы за этот ранний (1859) и малоизвестный роман великого писателя. Его, строго говоря, и романом-то не назовешь -- короткий (чуть больше восьмидесяти страниц книжного текста), камерный (всего несколько действующих лиц), с незатейливым сюжетом. По составу идей он близок к "Анне Карениной", но рядом с поздним толстовским шедевром кажется написанной в форме художественного произведения декларацией, к которой очень подошла бы знаменитая эпиграмма Некрасова (сочиненная как раз по поводу "Карениной"):
Толстой нам доказал с уменьем и талантом, Что женщине не следует гулять Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, Когда она жена и мать. Главные действующие лица "Семейного счастья" Маша и Сергей Михайлович, причем в центре внимания оказывается не рассудительный герой (литературная предтеча самого положительного персонажа "Карениной" Константина Левина), а легкомысленная героиня, от лица которой и ведется повествование. Ее непростые, но все же увенчавшиеся успехом поиски семейного идеала будут в дальнейшем противопоставлены поискам идеальной любви, погубившим Анну Каренину. Правда, забывшую свой материнский и супружеский долг героиню мечтает сыграть всякая актриса, а вот на роли Кити и Левина, и уж тем более Маши и Сергея Михайловича, охотников сыскать сложнее, но в случае с Фоменко это совершенно неважно. Знаменитый режиссер как раз и занят алхимическим извлечением философского камня, с помощью которого можно практически любую роль делать бенефисной. Именно театральная (а не социальная или идеологическая) подоплека того или иного текста -- единственное, что по-настоящему его волнует. В свое время он пленил публику и критику спектаклями по Островскому, поставив классические пьесы так, что весь общественно-политический пафос, всякое противопоставление волков и овец, без вины виноватых и действительно виноватых ушло на задний план, на передний же выступила россыпь прекрасно выписанных характеров. Теперь подверг театральной возгонке морализаторскую тяжеловесность толстовского романа. Маша в исполнении Ксении Кутеповой, надев балетные тапочки, порхает по сцене белоснежной сильфидой. Сергей Михайлович (Сергей Тарамаев) пленяет зрительниц мужской статью. Все недостатки актрисы (и героини) превращены в достоинства. Не умеет Кутепова профессионально играть на фортепьянах -- и не надо. Нет у нее сильного голоса -- тоже не беда. Это эфирное создание так изящно стучит пальчиками мимо нот и так обаятельно дает петуха, что поневоле заслушаешься. Она типичная инженю, потому и пленять должна не глубиной и противоречивостью характера, а свежестью, чувственностью и непосредственностью. Прочие герои тоже существуют в рамках амплуа. Катерина Карловна (Людмила Аринина), спешащая скрепить едва зародившуюся любовь брачными узами, -- типичная комическая старуха. Сам Сергей Михайлович что-то среднее между героем-любовником и резонером. Спектакль в целом решен в жанре импрессионистической пасторали: герои за накрытым белой скатертью столом пьют настоящий чай с настоящим вареньем, героиня в белых одеждах кормит возлюбленного настоящими ягодами из лукошка. В этом контексте даже назидательный текст Толстого о достоинствах крестьянского труда воспринимается как умение радоваться жизни, а не как осуждение дворянской праздности. Верность своим амплуа артисты сохранят и во второй части, где согласно сюжету Маша из девочки-фиалки превращается в любительницу светских развлечений. Окрашенное Толстым в мрачные тона повествование о том, как героиня забыла свой супружеский долг, подается в виде театральной игры. Светское общество Петербурга и Баден-Бадена персонифицировано в двух изящных юношах (Игорь Любимов и Андрей Щенников), эдаких пародийных Чайльд-Гарольдах, танцующих, целующих ручки и романтически всматривающихся в даль. И почему не поскакать между ними сильфидой? Толстой Машу осуждает, Фоменко ею умиляется -- что не простишь хорошенькой женщине. Заканчивается все идиллически. Герои опять сидят за столом и опять пьют чай. Финальный вывод великого писателя о том, что мужа надо любить не как мужчину, а как отца своих детей, звучал бы здесь крайне неуместно. Именно как мужчину и надо любить, и прощать друг друга надо уметь. И вообще, милые бранятся -- только тешатся. Кажется, еще минута и счастливая семейная пара запоет голосами Яншина и Андровской из знаменитого мхатовского спектакля "Школа злословия" -- "Голубок и горлица никогда не ссорятся, м-и-и-рно живут..." Конечно, рядом с предыдущим спектаклем Фоменко ("Одна абсолютная счастливая деревня" по повести Бориса Вахтина) "Семейное счастье" кажется милым пустячком, но смотришь его с истинным наслаждением. И надеждой, что, если бы Толстой увидел эти игры, он поверил бы не только в чистую и светлую любовь между мужчиной и женщиной, но и в фоменковские рецепты театральной магии, превращающие скучный роман в увлекательный спектакль.
"Семейное счастье" Льва Толстого в "Мастерской Петра Фоменко" В "Мастерской Петра Фоменко" премьера - спектакль "Семейное счастье", поставленный по роману Льва Толстого. Трудно найти другого режиссера, который ничтоже сумняшеся взялся бы за этот ранний и малоизвестный роман великого писателя. Его, строго говоря, и романом-то не назовешь - короткий , камерный, с незатейливым сюжетом. >>
В этом году порядок присуждения Нобелевских премий несколько изменен - первыми были названы лауреаты в области медицины, хотя это право всегда было закреплено за писателями. Шведская Академия - основатель Нобелевской премии в области литературы - обычно хранит дату оглашения лауреата в секрете и сообщает ее лишь за несколько дней до самого события. Традиционно это один из октябрьских вторников. >>
Умер Всеволод Ларионов Последние годы из-за тяжелой болезни Всеволод Ларионов уже не играл в театре, а его фильмография заканчивается в 1996 году картиной «Линия жизни». А началась карьера знаменитым «Пятнадцатилетним капитаном». >>
Зал имени Чайковского празднует свое шестидесятилетие Зал Чайковского - место с богатой и несчастливой судьбой. По его фасадам и интерьерам, представляющим собой почти невозможную смесь конструктивизма, неоклассицизма и сталинской готики, можно изучать парадоксальное развитие советского искусства. Непонятно, какой момент следует считать днем рождения зала. Судя по тому, что сегодня празднуется его шестидесятилетие, за точку отсчета принят сороковой год - год столетия Чайковского и расстрела Мейерхольда. >>
Обзор иностранной литературы: издательство "Симпозиум" выпустило роман Томаса Пинчона "V.", а море женских романов дополнилось сразу тремя бестселлерами. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|