N°143
10 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  10.10.2000
Ноев ковчег
Зал имени Чайковского празднует свое шестидесятилетие

версия для печати
Зал Чайковского -- место с богатой и несчастливой судьбой. По его фасадам и интерьерам, представляющим собой почти невозможную смесь конструктивизма, неоклассицизма и сталинской готики, можно изучать парадоксальное развитие советского искусства. По череде неафишируемых смертей и всенародно празднуемых дат, прочно впаянных в его историю, -- крутые повороты нашей культурной политики. Это место, на углу Триумфальной площади и Тверской улицы, -- сгусток легенд, иллюзий и неисполненных мечтаний целой эпохи. Нелегко, должно быть, живется на таком месте.

Непонятно, какой момент следует считать днем рождения зала. Судя по тому, что сегодня празднуется его шестидесятилетие, за точку отсчета принят сороковой год -- год столетия Чайковского и расстрела Мейерхольда. В этот год предполагаемый театр стал концертным залом, и в него вселилась Московская филармония. Но подмена удобным и бессильным музыкальным классиком чересчур живого театрального реформатора произошла столь стремительно, что следы погибшей эпохи видны до сих пор.

Всеволод Мейерхольд был человек с размахом. Свой театр, который ему начали строить в 1932 году на месте старого здания, он задумал самым большим в Москве. Необычную конструкцию, в которой перемешались черты античного амфитеатра и цирковой арены, должен был замыкать овальный стеклянный купол. Огромная, далеко выдвинутая в партер сцена с высокими колосниками предоставляла простор для режиссерской фантазии и монтировщиков декораций.

Любимые Мейерхольдом клоунада, маскарад и принципы синтетизма, позволяющие жить в согласии самым разным видам искусства, до некоторой степени присутствуют в этом помещении и сейчас -- но уже скорее в виде курьеза. Ансамбль танца Игоря Моисеева, Хор Пятницкого, Оркестр народных инструментов имени Осипова с давних времен запросто соседствуют с симфоническим оркестром филармонии, Квартетом Бородина и несметным количеством солистов, в ряду которых числятся и Юрий Башмет, и Наталия Гутман, и даже Евгений Кисин. Это удивительное сожительство на сегодняшний день, пожалуй, самая яркая черта Московской филармонии, отличающая ее от любой другой филармонии в мире. Пусть ее стены помнят Кирилла Кондрашина и Рудольфа Баршая, молодого Рихтера и основателя первого в нашей стране ансамбля старинной музыки Андрея Волконского -- сейчас филармония больше всего напоминает не концертную организацию, а своеобразный Ноев ковчег, где каждой твари по паре.

На плаву этому ковчегу позволяет держаться сдаваемый внаем первый этаж мейерхольдовского здания. Теперь преданный филармонический слушатель, ценящий дешевизну билетов и близость зала к метро, бежит на концерт сквозь яркий и чужой холл, где чашка кофе стоит дороже иного абонементного филармонического цикла. И это очередное печальное столкновение эпох сообщает истории зала смысловую завершенность.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.10.2000
"Семейное счастье" Льва Толстого в "Мастерской Петра Фоменко"
В "Мастерской Петра Фоменко" премьера - спектакль "Семейное счастье", поставленный по роману Льва Толстого. Трудно найти другого режиссера, который ничтоже сумняшеся взялся бы за этот ранний и малоизвестный роман великого писателя. Его, строго говоря, и романом-то не назовешь - короткий , камерный, с незатейливым сюжетом. >>
  • //  10.10.2000
В этом году порядок присуждения Нобелевских премий несколько изменен - первыми были названы лауреаты в области медицины, хотя это право всегда было закреплено за писателями. Шведская Академия - основатель Нобелевской премии в области литературы - обычно хранит дату оглашения лауреата в секрете и сообщает ее лишь за несколько дней до самого события. Традиционно это один из октябрьских вторников. >>
  • //  10.10.2000
Умер Всеволод Ларионов
Последние годы из-за тяжелой болезни Всеволод Ларионов уже не играл в театре, а его фильмография заканчивается в 1996 году картиной «Линия жизни». А началась карьера знаменитым «Пятнадцатилетним капитаном». >>
  • //  10.10.2000
Зал имени Чайковского празднует свое шестидесятилетие
Зал Чайковского - место с богатой и несчастливой судьбой. По его фасадам и интерьерам, представляющим собой почти невозможную смесь конструктивизма, неоклассицизма и сталинской готики, можно изучать парадоксальное развитие советского искусства. Непонятно, какой момент следует считать днем рождения зала. Судя по тому, что сегодня празднуется его шестидесятилетие, за точку отсчета принят сороковой год - год столетия Чайковского и расстрела Мейерхольда. >>
  • //  10.10.2000
Обзор иностранной литературы: издательство "Симпозиум" выпустило роман Томаса Пинчона "V.", а море женских романов дополнилось сразу тремя бестселлерами. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика