N°143 10 октября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Ноев ковчег Зал имени Чайковского празднует свое шестидесятилетие
Зал Чайковского -- место с богатой и несчастливой судьбой. По его фасадам и интерьерам, представляющим собой почти невозможную смесь конструктивизма, неоклассицизма и сталинской готики, можно изучать парадоксальное развитие советского искусства. По череде неафишируемых смертей и всенародно празднуемых дат, прочно впаянных в его историю, -- крутые повороты нашей культурной политики. Это место, на углу Триумфальной площади и Тверской улицы, -- сгусток легенд, иллюзий и неисполненных мечтаний целой эпохи. Нелегко, должно быть, живется на таком месте.
Непонятно, какой момент следует считать днем рождения зала. Судя по тому, что сегодня празднуется его шестидесятилетие, за точку отсчета принят сороковой год -- год столетия Чайковского и расстрела Мейерхольда. В этот год предполагаемый театр стал концертным залом, и в него вселилась Московская филармония. Но подмена удобным и бессильным музыкальным классиком чересчур живого театрального реформатора произошла столь стремительно, что следы погибшей эпохи видны до сих пор. Всеволод Мейерхольд был человек с размахом. Свой театр, который ему начали строить в 1932 году на месте старого здания, он задумал самым большим в Москве. Необычную конструкцию, в которой перемешались черты античного амфитеатра и цирковой арены, должен был замыкать овальный стеклянный купол. Огромная, далеко выдвинутая в партер сцена с высокими колосниками предоставляла простор для режиссерской фантазии и монтировщиков декораций. Любимые Мейерхольдом клоунада, маскарад и принципы синтетизма, позволяющие жить в согласии самым разным видам искусства, до некоторой степени присутствуют в этом помещении и сейчас -- но уже скорее в виде курьеза. Ансамбль танца Игоря Моисеева, Хор Пятницкого, Оркестр народных инструментов имени Осипова с давних времен запросто соседствуют с симфоническим оркестром филармонии, Квартетом Бородина и несметным количеством солистов, в ряду которых числятся и Юрий Башмет, и Наталия Гутман, и даже Евгений Кисин. Это удивительное сожительство на сегодняшний день, пожалуй, самая яркая черта Московской филармонии, отличающая ее от любой другой филармонии в мире. Пусть ее стены помнят Кирилла Кондрашина и Рудольфа Баршая, молодого Рихтера и основателя первого в нашей стране ансамбля старинной музыки Андрея Волконского -- сейчас филармония больше всего напоминает не концертную организацию, а своеобразный Ноев ковчег, где каждой твари по паре. На плаву этому ковчегу позволяет держаться сдаваемый внаем первый этаж мейерхольдовского здания. Теперь преданный филармонический слушатель, ценящий дешевизну билетов и близость зала к метро, бежит на концерт сквозь яркий и чужой холл, где чашка кофе стоит дороже иного абонементного филармонического цикла. И это очередное печальное столкновение эпох сообщает истории зала смысловую завершенность.
"Семейное счастье" Льва Толстого в "Мастерской Петра Фоменко" В "Мастерской Петра Фоменко" премьера - спектакль "Семейное счастье", поставленный по роману Льва Толстого. Трудно найти другого режиссера, который ничтоже сумняшеся взялся бы за этот ранний и малоизвестный роман великого писателя. Его, строго говоря, и романом-то не назовешь - короткий , камерный, с незатейливым сюжетом. >>
В этом году порядок присуждения Нобелевских премий несколько изменен - первыми были названы лауреаты в области медицины, хотя это право всегда было закреплено за писателями. Шведская Академия - основатель Нобелевской премии в области литературы - обычно хранит дату оглашения лауреата в секрете и сообщает ее лишь за несколько дней до самого события. Традиционно это один из октябрьских вторников. >>
Умер Всеволод Ларионов Последние годы из-за тяжелой болезни Всеволод Ларионов уже не играл в театре, а его фильмография заканчивается в 1996 году картиной «Линия жизни». А началась карьера знаменитым «Пятнадцатилетним капитаном». >>
Зал имени Чайковского празднует свое шестидесятилетие Зал Чайковского - место с богатой и несчастливой судьбой. По его фасадам и интерьерам, представляющим собой почти невозможную смесь конструктивизма, неоклассицизма и сталинской готики, можно изучать парадоксальное развитие советского искусства. Непонятно, какой момент следует считать днем рождения зала. Судя по тому, что сегодня празднуется его шестидесятилетие, за точку отсчета принят сороковой год - год столетия Чайковского и расстрела Мейерхольда. >>
Обзор иностранной литературы: издательство "Симпозиум" выпустило роман Томаса Пинчона "V.", а море женских романов дополнилось сразу тремя бестселлерами. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|