N°141
06 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  06.10.2000
Из Петербурга в Москву
Из Северной столицы к нам пожаловали зарубежные барочные ансамбли

версия для печати
Москву никак нельзя отнести к тем городам, где широкая публика знает толк в аутентичном исполнении старинной музыки, а музыкальные продюсеры видят смысл в организации такого рода концертов. Спасает более продвинутый Питер -- с его фестивалей нет-нет да и заглянет к москвичам какой-нибудь западный коллектив. Так, на прошлой неделе нам перепал знаменитый «Оркестр XVIII века», участвовавший в питерско-голландском проекте «Окно в Европу». А следом, открыв в городе на Неве традиционный месячник старинной музыки, в Москву по приглашению Французского культурного центра приехал барочный ансамбль из Лиможа.

Милое, но все же провинциальное французское музицирование сложно сравнивать с отточенной техникой голландцев, чей стиль исполнения -- с прозрачной структурой и подчеркнутыми контрастами -- вполне можно назвать академическим аутентизмом. За весь концерт удалось заметить всего один валторновый кикс -- а ведь играть на барочных инструментах гораздо сложнее, чем на современных.

То обстоятельство, что в Россию оркестр приехал без своего дирижера Франса Брюггена (его функции выполнял скрипач Томас Зеетмайр), нисколько ему не мешало. Как и то, что программа несколько вылезала за эстетические и хронологические рамки заявленного в названии коллектива XVIII века. Идеально прокудахтав в гайдновской «Курице» (симфония №83), музыканты перешли к Концертной симфонии Моцарта, сольный дуэт в которой Зеетмайр с шокирующе-безличной точностью разыграл с Рут Киллиус -- альтисткой из оркестра. Напоследок была исполнена Седьмая симфония Бетховена, эдакое путешествие в страну лилипутов, в которой противоречие между принципиально камерным звучанием оркестра (три пульта скрипок, два -- виолончелей) и титаническим размахом исполняемой музыки достигло наибольшей, но все же вполне пикантной остроты.

Лиможский ансамбль (две скрипки, две флейты, два гобоя, две гамбы и клавесин) гораздо менее ровен в техническом отношении, но все же обладает по сравнению с голландцами одним преимуществом -- в нем заметна личность его руководителя Кристофа Куэна, одного из лучших исполнителей на барочной виолончели и виоле да гамба, ученика прославленного Николауса Арнонкура, партнера по сцене таких авторитетов аутентизма, как Кристофер Хогвуд, Густав Леонхардт, Тон Копман. Жаль, что в программе не было сколько-нибудь стоящего виолончельного соло (Куэн, например, известен как великолепный интерпретатор Баха) -- лишь две миниатюры Антуана Форкере, композитора и гамбиста эпохи Франсуа Куперена.

Основное концертное время как раз и занял Куперен со своей изящной, грустной и нескончаемой, как анфилады дворцовых комнат, музыкой. Вывозить за рубеж все эти придворные рокальные гирлянды, главная прелесть которых -- в очаровательных и подробных названиях (в Москве были сыграны купереновские сонаты «Француженка» и «Султанша», а также концерт «Портрет любви», среди частей которого имеются и «Шарм», и «Живость», и даже «Благородная гордость»), французский ансамбль, видимо, считает своей патриотической обязанностью. В результате занятия барочной музыкой несколько напоминают краеведение, то есть способны вызывать интерес не дольше, чем экспонат в соответствующем музее.
Екатерина БИРЮКОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.10.2000
К семидесятипятилетию Андрея Синявского
Абрама Терца создала рисковая и хитроватая вера в «авось». Можно скептически относиться к его прозе - по мне так, при любых поправках «на время создания», иначе и нельзя. Можно не принимать всегдашнее «левачество» Синявского. Можно понимать, что главная мысль «Прогулок с Пушкиным» - о внутренней «пустоте» нашего первого поэта - не кощунственна, а банальна. Много что еще можно. Но нельзя забыть хмельной мечты о свободе, из которой родился Терц. >>
  • //  06.10.2000
«Невидимка» на экранах Москвы
Сказать, что фильм «Невидимка» (или дословно - «Человек-пустота») ждали с нетерпением, - не сказать ничего. Во-первых, это первая лента Пола Верхувена после «Космического десанта». Во-вторых, «Невидимка» не самым лучшим образом прошел в американском прокате, что давало определенного рода надежду: Верхувен опять не пошел на поводу у массового сознания и сотворил нечто вполне авторское. >>
  • //  06.10.2000
Актерам России вручили премию деловых кругов
Ежегодная премия российских деловых кругов "Кумир" вручается за лучшие актерские работы года - как театральные, так и кинематографические. Сам факт учреждения премии рассматривался ее вдохновителями (Алексеем Баталовым и Эмилем Брагинским) и спонсорами, на одно перечисление коих ушла бы добрая треть газетной полосы, как традиция воскрешения меценатства. >>
  • //  06.10.2000
В Петербурге прошел фестиваль камерной музыки
Название знаменитой пьесы Александра Володина не добавило особого резонанса мини-фестивалю, прошедшему в Малом зале питерской филармонии. Жаль: представленные программы, из которых, к сожалению, выпал вечер с настоящими немецкими Lied в исполнении пианиста Хармута Хеля и певицы Мицуко Шираи, импонировали изяществом замысла и даже некоторым эстетством, апеллирующим к вкусам искушенной аудитории. >>
  • //  06.10.2000
Из Северной столицы к нам пожаловали зарубежные барочные ансамбли
Москву никак нельзя отнести к тем городам, где широкая публика знает толк в аутентичном исполнении старинной музыки, а музыкальные продюсеры видят смысл в организации такого рода концертов. Спасает более продвинутый Питер - с его фестивалей нет-нет да и заглянет к москвичам какой-нибудь западный коллектив. Открыв в городе на Неве традиционный месячник старинной музыки, в Москву по приглашению Французского культурного центра приехал барочный ансамбль из Лиможа. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика