N°141 06 октября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Из Петербурга в Москву Из Северной столицы к нам пожаловали зарубежные барочные ансамбли
Москву никак нельзя отнести к тем городам, где широкая публика знает толк в аутентичном исполнении старинной музыки, а музыкальные продюсеры видят смысл в организации такого рода концертов. Спасает более продвинутый Питер -- с его фестивалей нет-нет да и заглянет к москвичам какой-нибудь западный коллектив. Так, на прошлой неделе нам перепал знаменитый «Оркестр XVIII века», участвовавший в питерско-голландском проекте «Окно в Европу». А следом, открыв в городе на Неве традиционный месячник старинной музыки, в Москву по приглашению Французского культурного центра приехал барочный ансамбль из Лиможа.
Милое, но все же провинциальное французское музицирование сложно сравнивать с отточенной техникой голландцев, чей стиль исполнения -- с прозрачной структурой и подчеркнутыми контрастами -- вполне можно назвать академическим аутентизмом. За весь концерт удалось заметить всего один валторновый кикс -- а ведь играть на барочных инструментах гораздо сложнее, чем на современных. То обстоятельство, что в Россию оркестр приехал без своего дирижера Франса Брюггена (его функции выполнял скрипач Томас Зеетмайр), нисколько ему не мешало. Как и то, что программа несколько вылезала за эстетические и хронологические рамки заявленного в названии коллектива XVIII века. Идеально прокудахтав в гайдновской «Курице» (симфония №83), музыканты перешли к Концертной симфонии Моцарта, сольный дуэт в которой Зеетмайр с шокирующе-безличной точностью разыграл с Рут Киллиус -- альтисткой из оркестра. Напоследок была исполнена Седьмая симфония Бетховена, эдакое путешествие в страну лилипутов, в которой противоречие между принципиально камерным звучанием оркестра (три пульта скрипок, два -- виолончелей) и титаническим размахом исполняемой музыки достигло наибольшей, но все же вполне пикантной остроты. Лиможский ансамбль (две скрипки, две флейты, два гобоя, две гамбы и клавесин) гораздо менее ровен в техническом отношении, но все же обладает по сравнению с голландцами одним преимуществом -- в нем заметна личность его руководителя Кристофа Куэна, одного из лучших исполнителей на барочной виолончели и виоле да гамба, ученика прославленного Николауса Арнонкура, партнера по сцене таких авторитетов аутентизма, как Кристофер Хогвуд, Густав Леонхардт, Тон Копман. Жаль, что в программе не было сколько-нибудь стоящего виолончельного соло (Куэн, например, известен как великолепный интерпретатор Баха) -- лишь две миниатюры Антуана Форкере, композитора и гамбиста эпохи Франсуа Куперена. Основное концертное время как раз и занял Куперен со своей изящной, грустной и нескончаемой, как анфилады дворцовых комнат, музыкой. Вывозить за рубеж все эти придворные рокальные гирлянды, главная прелесть которых -- в очаровательных и подробных названиях (в Москве были сыграны купереновские сонаты «Француженка» и «Султанша», а также концерт «Портрет любви», среди частей которого имеются и «Шарм», и «Живость», и даже «Благородная гордость»), французский ансамбль, видимо, считает своей патриотической обязанностью. В результате занятия барочной музыкой несколько напоминают краеведение, то есть способны вызывать интерес не дольше, чем экспонат в соответствующем музее. |
К семидесятипятилетию Андрея Синявского Абрама Терца создала рисковая и хитроватая вера в «авось». Можно скептически относиться к его прозе - по мне так, при любых поправках «на время создания», иначе и нельзя. Можно не принимать всегдашнее «левачество» Синявского. Можно понимать, что главная мысль «Прогулок с Пушкиным» - о внутренней «пустоте» нашего первого поэта - не кощунственна, а банальна.
Много что еще можно.
Но нельзя забыть хмельной мечты о свободе, из которой родился Терц. >>
«Невидимка» на экранах Москвы Сказать, что фильм «Невидимка» (или дословно - «Человек-пустота») ждали с нетерпением, - не сказать ничего. Во-первых, это первая лента Пола Верхувена после «Космического десанта». Во-вторых, «Невидимка» не самым лучшим образом прошел в американском прокате, что давало определенного рода надежду: Верхувен опять не пошел на поводу у массового сознания и сотворил нечто вполне авторское. >>
Актерам России вручили премию деловых кругов Ежегодная премия российских деловых кругов "Кумир" вручается за лучшие актерские работы года - как театральные, так и кинематографические. Сам факт учреждения премии рассматривался ее вдохновителями (Алексеем Баталовым и Эмилем Брагинским) и спонсорами, на одно перечисление коих ушла бы добрая треть газетной полосы, как традиция воскрешения меценатства. >>
В Петербурге прошел фестиваль камерной музыки Название знаменитой пьесы Александра Володина не добавило особого резонанса мини-фестивалю, прошедшему в Малом зале питерской филармонии. Жаль: представленные программы, из которых, к сожалению, выпал вечер с настоящими немецкими Lied в исполнении пианиста Хармута Хеля и певицы Мицуко Шираи, импонировали изяществом замысла и даже некоторым эстетством, апеллирующим к вкусам искушенной аудитории. >>
Из Северной столицы к нам пожаловали зарубежные барочные ансамбли Москву никак нельзя отнести к тем городам, где широкая публика знает толк в аутентичном исполнении старинной музыки, а музыкальные продюсеры видят смысл в организации такого рода концертов. Спасает более продвинутый Питер - с его фестивалей нет-нет да и заглянет к москвичам какой-нибудь западный коллектив. Открыв в городе на Неве традиционный месячник старинной музыки, в Москву по приглашению Французского культурного центра приехал барочный ансамбль из Лиможа. >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|