N°180 04 октября 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Умер Михаил Рощин
Вчера в Москве простились с драматургом и прозаиком Михаилом Рощиным. Он умер в пятницу на 77-м году жизни по дороге в больницу от сердечного приступа.
Настоящая слава Михаила Рощина пришлась на семидесятые. К этому времени он уже был вполне состоявшимся литератором: членом Союза писателей, редактором отдела прозы толстых журналов (сначала «Знамени», потом «Нового мира»), автором нескольких нигде, правда, не поставленных пьес, о которых уже поговаривали в театральном мире, -- их не пропускала цензура. Только одной -- детской сказке «Радуга зимой» -- удалось попасть на сцену, ее в 1968 году поставил в знаменитом тогда Ленинградском ТЮЗе Зиновий Корогодский. И вдруг -- «Валентин и Валентина». Казалось бы, что особенного, мелодраматическая история про то, как мальчик полюбил девочку на фоне легкого социального неравенства. Но как тогда этой легкой, человеческой, простой, как окружающая жизнь, истории обрадовались. Ее тут же стали ставить -- в Москве одновременно в двух театрах, в «Современнике» -- молодой тогда и очень перспективный Валерий Фокин с Акуловой и Райкиным и во МХАТе -- только что туда пришедший и мечтавший превратить музей в живой театр Олег Ефремов -- с Киндиновым и Вертинской, а потом и Георгий Товстоногов в ленинградском БДТ, а вслед за ними и почти все театры страны. Что, кстати, тогда приносило не только известность, но и хорошие деньги. Тут уж в ход пошли и прежде написанные пьесы, такие, как «Старый Новый год», кстати, ее Олег Ефремов поставил только в 1973 году, спустя семь лет после того, как она была написана. Рощин работал много и увлеченно -- еще бы, теперь все, вышедшее из-под его пера, жадно ждали. «Спешите делать добро», «Муж и жена снимут комнату», «Перламутровая Зинаида», менее популярные «Ремонт», «Галоши счастья»... В 1975 году он пишет «Эшелон» -- пьесу, в которой почти документально рассказывает о своем путешествии в эвакуацию, -- и опять угадывает, да, именно так и именно про это сейчас надо говорить. Рощину удивительно удалось совместить в своих пьесах (в прозе тоже, но его вполне качественным повестям и рассказам все же досталось быть в тени его театральных успехов) почти несовместимое -- и социальную сатиру, и легкую комедийную игривость, и мелодраматическую эмоциональность, и публицистичность. Его герои -- такие похожие на тех, кто сидел в зале, такие узнаваемые, дышали в том же ритме, чуть задыхаясь от недостатка свободы, но все же ритмично и даже бодро. Это были как будто частные истории -- но в типовых квартирах новостроек рождался советский средний класс, и его самосознанию нужен был Рощин, умеющий мгновенно различить нюансы одежды, обстановки, речи, то есть обозначить новые виды человека, появившиеся в устоявшемся наконец-то социуме. Надо сказать, кино с Рощиным немного опоздало -- фильмы по его пьесам и сценариям появились чуть позже нужного, когда горьковатый оттенок восьмидесятых уже отравил непосредственность самоиндентификации советской интеллигенции. И если «Старый Новый год» до сих пор показывают по телевидению к случаю, другие фильмы по его сценариям как-то подзабылись, не стали классикой. В 1978 году Рощин перенес первую операцию на сердце -- ему сделал ее знаменитый тогда доктор Дебейки -- в Америке, куда драматург отправился на премьеру «Эшелона». С тех пор здоровье его так и не восстановилось полностью. В девяностые годы Рощин сменил амплуа -- он стал мэтром. Вместе с драматургом Алексеем Казанцевым они сначала стали издавать журнал «Драматург», а потом открыли Центр драматургии и режиссуры -- первую, в сущности, в Москве площадку для творческих проб и молодых талантов. Авторитет Рощина очень этому способствовал. А вот вкуса к новой «новой драме» Михаил Михайлович так и не почувствовал. Его раздражало то, что происходит в театре, в кино, в жизни последние два десятилетия. Ему все не нравилось. То, как Иван Вырыпаев переписал его «Валентина и Валентину», выводило его из себя, он даже письмо ругательное сел писать автору, но потом так и не стал отправлять, решив, что не поймет. И что ничего уже не исправишь. Не нравилась ему не только мода нового поколения. «Мне не по нраву весь этот капитализм с «человеческим лицом», которое напоминает посмертную маску. Мне не близко то, чем живет сегодняшний зритель», -- объяснял он в интервью. В 2000 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла его биография Ивана Бунина. Писал он еще и прозу, и пьесы, но, увы, они уже не были востребованы даже в половину прежнего. Хотя в 2007 году в издательстве «Жизнь» вышло пятитомное собрание его сочинений...тиражом три тысячи экземпляров Последние годы Рощин жил в Переделкине со своей последней, четвертой, женой, театроведом Татьяной Бутровой. Много болел, ему ампутировали ногу, но он все еще пытался писать книгу воспоминаний. Смерть жены в марте 2010 года его окончательно подкосила, и от этого удара он уже не оправился. |
Во Дворце молодежи играют мюзикл «Зорро» Компания Stage entertainment, что показывала в Москве «Кошек», «Красавицу и чудовище» и еще чуть ли не десяток мюзиклов, в субботу представила новый проект. Теперь речь идет о мюзикле не столько лирическом, сколько героико-приключенческом: для переноса на отечественную сцену выбран «Зорро»... >>
Новые выставки «Винзавода» В последнее время проверяю свои впечатления от выставок так: если после осмотра экспозиции необходим пресс-релиз для понимания что к чему, стало быть, не мое. Стало быть, дискурсы с несочиненной пластической режиссурой, игра на чужих полях созидания бесконечных референций и контекстов... >>
Из Америки привезли танцевальный коллектив В Москве в рамках обширного гастрольного тура по городам России, Казахстана и Белоруссии прошли выступления американской труппы CityDance Ensemble. Публики было немного, и публика не походила на "знатоков -- поклонников" танцев, явно отбывая в этот холодный вечер доставшиеся по случаю пригласительные... >>
Фестиваль «Текстура» в Перми формирует новое культурное пространство Для синтетического фестиваля театра и кино о современности было выбрано идеальное место: усилиями местной администрации и столичных энтузиастов вроде Марата Гельмана в далекой Перми сложилась уникальная ситуация -- современных художников здесь с некоторых пор любят... >>
Вчера в Москве простились с драматургом и прозаиком Михаилом Рощиным. Он умер в пятницу на 77-м году жизни по дороге в больницу от сердечного приступа... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|