N°243 29 декабря 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Кто бы мог подумать
Участь театрального критика хороша свободой от многих обязательств. К примеру, в конце декабря, когда все, суетясь, подводят итоги, ты имеешь право отмахнуться. Помилуйте, наше время измеряется не календарными годами, а сезонами. Театр живет от сентября до июня -- отстаньте, дорогие: летом поговорим, летом.
Однако, если интересно, извольте смотреть. Во второй половине прошлого и первой половине нынешнего сезона случилось довольно много вещей, радующих неожиданной правильностью и даже удивительных. Кто бы мог, к примеру, подумать, что режиссер Юрий Погребничко сряду получит Государственную премию и «Золотую маску»! А ведь хорошо получил -- по делу, по заслугам. Кто бы мог подумать, что Эймунтас Някрошюс, ставя с московскими актерами «Вишневый сад», на роль Лопахина выберет Евгения Миронова и что этот выбор окажется прекрасен до слез? Следующую роль Миронова театралы ждут с нетерпением: ясно, что это актер необычайно сильный и что сейчас он в расцвете. Роли намечены -- персонажей не называю из уважения к театральным предрассудкам; могу сказать лишь, что актер собирается сыграть чудовищную гадину -- и так расширить границы своего диапазона. Это еще одно дивное свойство театральной жизни: она никогда не устает посылать человеку вызов: ну-ка, сделай то, на что ты еще не способен! Кто бы мог подумать, что Роман Козак добьется своего и актерская игра в Театре имени Пушкина станет столь качественной. Когда он туда пришел, могло показаться, что талантливый режиссер устал и взял синекуру. Жизнь победила: свидетельство тому -- «Наваждение» с Верой Алентовой. Иных подтверждений не требуется; то есть они очень даже требуются -- радость в том, что они, может быть, пойдут непрерывно. Кто бы мог подумать, что декабрь будет так хорош: «Семеро святых...» в Театре имени Станиславского, «Последняя жертва» в Художественном, нежная «Об-ло-мов-щи-на», поставленная Германом Сидаковым с третьекурсниками РАТИ, и еще, еще, еще. Даже неловко просить подарков у Деда Мороза -- разве уж что-нибудь совсем исключительное. Например, чтобы Чулпан Хаматова сыграла Катерину в «Грозе» на полном серьезе (сбудется ли это, увидим в январе). Например, чтобы «Три сестры» удались Петру Фоменко, «Скрипка Ротшильда» -- Каме Гинкасу, хоть что-нибудь -- Анатолию Васильеву. Чтобы еще один спектакль в России сделал Някрошюс. Чтобы всерьез взялся за театральную работу Олег Меньшиков. И чтобы зрители и театральные критики не переставали ошеломляться и радоваться вещам, которые предугадать было нельзя: нет, правда же, как оно здорово вышло -- кто бы мог подумать?.. Театр щедр на такие вещи -- и именно ими жив навсегда.
Поскольку на Святки газета не выходит, сотрудники отдела культуры решили просмотреть вещие сны загодя. И как выяснилось, уподобились не столько пушкинской Татьяне, сколько героям бессмертной поэмы «Мертвые души». В первую очередь, разумеется, преприятнейшему и предобрейшему г-ну Манилову... >>
Сплю и вижу, как было бы чудесно, если бы наше артсообщество перестало напоминать пауков в банке, а вспомнило наконец о престиже профессии... >>
Большой и Мариинка о будущем не мечтают, они его делают. Мариинка продолжает штудировать и лелеять Баланчина (в январе мистеру Би исполнится сотня -- театр отпразднует юбилей премьерой, но весной), не забывая отлавливать самых громких балетмейстеров (в начале марта, на Мариинском фестивале -- премьера балетов Уильяма Форсайта)... >>
Планировать грядущие шедевры смешно даже под Новый год. Новые таланты приносят радость именно потому, что они непредсказуемые, а в своих писателей я верю независимо от сезона. Славно было бы, конечно, увидеть новые опусы всех дорогих мне литераторов, но так не бывает... >>
Мечтаю о несбыточном: вдруг бы кто-то изобрел аппарат, чтобы мерить эффективность чиновника, работающего с искусством. Что-то типа лактометра: смотришь на шкалу и видишь, сколько энергии, сил, ума, государственных средств пошло в дело, а сколько ушло в песок, воду или чей-то карман... >>
2003 год так долго путал буквы РНО и НФОР, жонглируя оркестровыми названиями, так рьяно делил статусные прилагательные, так пышно раздавал благонадежным институциям госденьги, что неловкий государственный менеджмент в сфере культуры запомнился как главный его конфуз... >>
Первый главный фильм 2004 года уже вышел. И на самом деле он, конечно, третий. «Возвращение короля», заключительная часть толкиеновской трилогии... >>
Один из главных «хитмейкеров» уходящего года -- Басманный суд Москвы. Этому учреждению выпало разбирать дела и Михаила Ходорковского, и группы «Ленинград»! Впору констатировать: у нас шоу-бизнес вместо искусства, бизнес вместо шоу, шоу вместо политики и т.д... >>
Участь театрального критика хороша свободой от многих обязательств. К примеру, в конце декабря, когда все, суетясь, подводят итоги, ты имеешь право отмахнуться. Помилуйте, наше время измеряется не календарными годами, а сезонами... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|