N°240 24 декабря 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Без страха и упрека Лучшей галерее Москвы исполнилось десять лет
Бросить камень в галерею ХL и ее директора Лену Селину может только враг современного искусства. У других и повода не будет, и рука не поднимется. Галерея XL -- это то, что не просто ценят и любят, это настоящая гордость всех, кто занимается, интересуется, на худой конец знает о существовании живого искусства. Представлять себе пейзаж без XL не хочется -- настолько сильно влияет на тех, кто хоть что-то вокруг себя способен заметить, ее уникальная стратегия, согласно которой художник важнее, чем успех, а смысл интереснее коммерции. Настолько зависим московский художественный процесс от деятельности только одного человека, без пощады к себе с регулярностью хорошо отлаженной машины выдающего выставки из года в год, из месяца в месяц. Постоянно настроенного на поиск новых талантов и раскрытие старых. Оттачивающего проекты до блеска задуманные. Заботливого к тому, что другие галереи волнует в последнюю очередь, -- осмыслению художественного процесса: каталоги XL остаются главным источником знаний о нашем актуальном искусстве.
В другом мире Елена Селина возглавляла бы какую-нибудь некоммерческую организацию довольно высокого уровня, но в России, дабы быть свободной, сильной и талантливой, она может жить только так -- в своей галерее. Поначалу крохотной, затем маленькой. Теперь -- вполне приличной, с хорошим залом для выставок. На юбилей здесь показывали сборную выставку. Борис Михайлов, Константин Звездочетов, Олег Кулик, Владик Монро, Виноградов & Дубосарский, Айдан Салахова, Людмила Горлова... Звезды отечественного искусства. В личное развитие и коммерческий успех каждого вложены труд и талант Селиной и ее сотрудников. Десять лет -- время собирать камни. В другие, неюбилейные дни, до и после заветной цифры, не было и не будет ничего предсказуемого: ни художников, ни выставок. Но логика Селиной давно не кажется ни абсурдной, ни безрассудной -- победителей не судят. Тем более победителей во всех номинациях. Ведь помимо потрясающих выставок и умных каталогов, растущих молодых художников и критиков, холимых и лелеемых заслуженных творцов, всей этой тщательно опекаемой радикальности и уникальности, потребляемой зрителем в малых дозах и с удовольствием, а галеристом -- в количествах явно неумеренных, но также с удовольствием, существуют рынок и коллекционеры. Рост художественного рынка и вкусов коллекционеров, возможно, в исторической перспективе, даже большая заслуга галереи, чем остальные достижения. Долгие годы в галерее занимались не подгонкой художников под вкусы покупателей, а утверждением нового и поиском единомышленников, в том числе тех, у кого есть деньги. И эта тактика принесла плоды. Из ростков нового, что пробивались в новой России, галерея Селиной была самым чудесным и странным. Свой страх и риск в чистом виде: частная галерея, организованная не слишком обеспеченной девушкой (имущество -- кот и небольшая квартира) без специального желания зарабатывать и с бескомпромиссными взглядами. Галереи не коснулись новорусские прелести, нескромное обаяние буржуазии и прочие немочи культуры на перепутье. Целью была свобода от государства, творческих союзов и прочих начальников, возможность делать выставки, сообразуясь с собственными представлениями. Верность стратегии подтвердили своим примером все наши «свободные» кураторы, перешедшие под государственные крыши и мгновенно потерявшиеся. Избежать судьбы тех, кто скатился на обочину художественного процесса, Селиной помогает то, что часто становится или считается причиной неудач, -- принципы. Они -- железобетонное основание галереи. Гамбургский счет -- в нашей художественной культуре явление уникальное. Без скидок на специфику, дефолты, кризисы. Действительность сложна, и тем более приятно, что в ней выживает и побеждает сильнейший и честнейший. Тот, в кого просто некому бросить камень. |
Юрий Башмет выступил в образе Чайльд Гарольда В понедельник вечером с тридцатиминутным опозданием в зияющем пустыми местами БЗК все-таки начался длинный вечер, представлявший развернутую коллекцию музыкальных версий байроновского Чайльд Гарольда в исполнении Юрия Башмета и его оркестра «Новая Россия»... >>
В Санкт-Петербурге открылся Музей фарфора Фарфор -- материал нежный. Выскользнет из рук блюдечко с золотой каемочкой -- чпок, -- и нету. Разбилось вдребезги. Открывшийся в понедельник музей чуть было не стал для Петербурга такой вот кокнутой по небрежности чашечкой... >>
Лучшей галерее Москвы исполнилось десять лет Бросить камень в галерею ХL и ее директора Лену Селину (на снимке) может только враг современного искусства. У других и повода не будет, и рука не поднимется. Галерея XL -- это то, что не просто ценят и любят, это настоящая гордость всех, кто занимается, интересуется, на худой конец знает о существовании живого искусства... >>
Люди театра разобрали награды Восьмая театральна премия «Чайка» традиционно вручалась под Новый год. По традиции же церемония проходила в подчеркнуто неформальной обстановке: всякие шуточки-прибауточки, вопли из зала (не хуже, чем на рок-концертах или футболе), стеб и самоирония («Наша премия стоит недорого...», «Мы с Катей Коноваловой учились на одном курсе, так что не все так просто...»). >>
Гастроли. Живой классик Пол Маккартни (но все равно я против концертов на Красной площади!) и нынешняя звезда номер один -- Робби Уильямс. Плюс приятные и долгожданные Massive Attack, Bjork и другие приятные люди, коих упомнить здесь нет возможности... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|