Время новостей
     N°240, 24 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2003
Без страха и упрека
Лучшей галерее Москвы исполнилось десять лет
Бросить камень в галерею ХL и ее директора Лену Селину может только враг современного искусства. У других и повода не будет, и рука не поднимется. Галерея XL -- это то, что не просто ценят и любят, это настоящая гордость всех, кто занимается, интересуется, на худой конец знает о существовании живого искусства. Представлять себе пейзаж без XL не хочется -- настолько сильно влияет на тех, кто хоть что-то вокруг себя способен заметить, ее уникальная стратегия, согласно которой художник важнее, чем успех, а смысл интереснее коммерции. Настолько зависим московский художественный процесс от деятельности только одного человека, без пощады к себе с регулярностью хорошо отлаженной машины выдающего выставки из года в год, из месяца в месяц. Постоянно настроенного на поиск новых талантов и раскрытие старых. Оттачивающего проекты до блеска задуманные. Заботливого к тому, что другие галереи волнует в последнюю очередь, -- осмыслению художественного процесса: каталоги XL остаются главным источником знаний о нашем актуальном искусстве.

В другом мире Елена Селина возглавляла бы какую-нибудь некоммерческую организацию довольно высокого уровня, но в России, дабы быть свободной, сильной и талантливой, она может жить только так -- в своей галерее. Поначалу крохотной, затем маленькой. Теперь -- вполне приличной, с хорошим залом для выставок. На юбилей здесь показывали сборную выставку. Борис Михайлов, Константин Звездочетов, Олег Кулик, Владик Монро, Виноградов & Дубосарский, Айдан Салахова, Людмила Горлова... Звезды отечественного искусства. В личное развитие и коммерческий успех каждого вложены труд и талант Селиной и ее сотрудников.

Десять лет -- время собирать камни. В другие, неюбилейные дни, до и после заветной цифры, не было и не будет ничего предсказуемого: ни художников, ни выставок. Но логика Селиной давно не кажется ни абсурдной, ни безрассудной -- победителей не судят. Тем более победителей во всех номинациях. Ведь помимо потрясающих выставок и умных каталогов, растущих молодых художников и критиков, холимых и лелеемых заслуженных творцов, всей этой тщательно опекаемой радикальности и уникальности, потребляемой зрителем в малых дозах и с удовольствием, а галеристом -- в количествах явно неумеренных, но также с удовольствием, существуют рынок и коллекционеры. Рост художественного рынка и вкусов коллекционеров, возможно, в исторической перспективе, даже большая заслуга галереи, чем остальные достижения. Долгие годы в галерее занимались не подгонкой художников под вкусы покупателей, а утверждением нового и поиском единомышленников, в том числе тех, у кого есть деньги. И эта тактика принесла плоды.

Из ростков нового, что пробивались в новой России, галерея Селиной была самым чудесным и странным. Свой страх и риск в чистом виде: частная галерея, организованная не слишком обеспеченной девушкой (имущество -- кот и небольшая квартира) без специального желания зарабатывать и с бескомпромиссными взглядами. Галереи не коснулись новорусские прелести, нескромное обаяние буржуазии и прочие немочи культуры на перепутье. Целью была свобода от государства, творческих союзов и прочих начальников, возможность делать выставки, сообразуясь с собственными представлениями. Верность стратегии подтвердили своим примером все наши «свободные» кураторы, перешедшие под государственные крыши и мгновенно потерявшиеся. Избежать судьбы тех, кто скатился на обочину художественного процесса, Селиной помогает то, что часто становится или считается причиной неудач, -- принципы. Они -- железобетонное основание галереи. Гамбургский счет -- в нашей художественной культуре явление уникальное. Без скидок на специфику, дефолты, кризисы. Действительность сложна, и тем более приятно, что в ней выживает и побеждает сильнейший и честнейший. Тот, в кого просто некому бросить камень.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки