N°88 25 мая 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Стояли звери около двери В Москве прошел фестиваль Intradance
Крупнейший в сезоне проект в области современного танца (европейские хореографы, российские театры, немаленькие деньги Евросоюза, колоссальный энтузиазм наших танцовщиков) в течение четырех дней, с минувшего четверга по воскресенье, собирал фанатов контемпорари в «Мастерской Петра Фоменко» и в «Актовом зале». Танцевали люди из Кирова и Екатеринбурга, Казани и Москвы, Челябинска и Питера; ставили для них гости из Дании, Испании, Германии, Голландии, Бельгии, Франции и Португалии. После всех просмотров генеральный вывод прост: Россия по-прежнему производит на европейских людей чрезвычайно сильное впечатление.
Эти пространства. Эта погода. Эта архитектура. (На пресс-конференции один из голландцев, проникновенно: «Знаете, Екатеринбург очень некрасивый город».) Хореографы приезжали на месяц или два, в этих городах жили. И в большинстве спектаклей чувствуется просто ужас: что, если мы никогда отсюда не выберемся? Датчанке Лотте Сай досталась Казань, «Камерный балет Пантера». Чего ждешь от посланцев Копенгагена? Размеренности, аккуратности, педантичной выверенности движений. Все это, видимо, в Копенгагене и осталось. В спектакле «Хороший, плохой и ты» свет меняется как на провинциальной дискотеке (все синее -- все красное -- все белое, слегка мигает и бьет по глазам) и брутальные парни швыряют вокруг себя вешающихся на них девиц (а те не в силах от них отстать, «бьет, значит, любит»). Обитающего во Франции Рашида Урамдана заворожили окрестности города Кирова, причем до состояния летаргического. Сотворяя «Борщевик. A True Story», он занавесил всю сцену белым, а на дальнем экране пустил видеозапись с качающимися в снегу сухими палками этого самого упомянутого в названии ядовитого растения. В течение часа артисты кировской труппы «Миграция» ходили по сцене как примороженные мухи, замирали, слегка покачиваясь на месте, и продолжали вялое движение. Больше не происходило ни-че-го; надо сказать, этот спектакль был важен для того, чтобы отметить, как изменилась московская публика за последнее десятилетие -- еще в начале 2000-х минут через двадцать после начала народ бы стал смеяться и/или уходить, теперь аудитория более подготовлена к современному искусству и более вежлива соответственно. Голландцы Ури Ивги и Йохан Гребен, сделавшие спектакль «Песня не про любовь» для екатеринбургских «Провинциальных танцев», решили поговорить про ужасы тоталитаризма. Маленькая толпа людей в блеклых плащах чудовищного покроя ходила строем по кругу, рушилась на колени и поднимала руки вверх; если кто-то один пытался встать, другие заставляли его не рыпаться. Из толпы выделялась расстрельная команда и необходимая жертва; и, конечно, нельзя было обойтись без копирования шага кремлевского караула. Труппа Татьяны Багановой, выученная, классная, дисциплинированная, воспроизводила это сочинение безукоризненно; и не вина танцовщиков, что постановщики опоздали лет на двадцать. Спектакли лишь двух танцтеатров не казались записями впечатлений от экскурсии по стране диких медведей -- это True Style физического театра Ed из Санкт-Петербурга и «Мирлифлор» костромской труппы «Диалог данс». Человеку, впервые попавшему на фест современного танца, спектакль петербуржцев покажется попавшим в программу по ошибке -- собственно движение составляет лишь часть спектакля. Там гораздо больше разговоров, чем чего-либо похожего на танец в привычном смысле слова. Но вот этот гибрид движения и почти кабаретного трепа, с обязательной апелляцией к опыту зрителей (и потому напоминающий монологи Евгения Гришковца), в Европе давно относят к сфере танца; мы в терминологии идем следом. True Style, сотворенный Кристофом Винклером, сделан в полном соответствии с традициями немецкого театра. Он обаятелен именно точной апелляцией к опыту аудитории -- танцевальной аудитории в данный момент. Один из танцовщиков учился в Вагановском и работал у Бориса Эйфмана -- и в бытовых зарисовках детства соединяются юмор и тоска, а показ «как вот эту комбинацию поставил бы Эйфман» вызывает гомерический хохот зала. Потому что комбинация, только что бывшая обычным набором па, вдруг приобретает могучую истовость, очи танцовщика поднимаются к небесам, и руки распахиваются так, чтобы вместить все страдания русской души. То есть сделано так точно, что имя хореографа, кого пародируют, могли бы и не называть. А у костромичей, для которых «Мирлифлор» поставила бельгийка Карин Понти, вообще не было отсылок к каким-либо реалиям Костромы, России или Брюсселя. Вечная история, вечный взгляд -- самое сильное впечатление на фестивале. Две женщины, двое мужчин. Сложные (и скрытые) отношения, внимательные и ревнивые взгляды. Никаких открытых страстей и столкновений, лишь мгновенно-точечные обозначения напряжений, лишь голова, во время дуэта повернутая не к тому, с кем ведешь диалог. И пластика -- глубокая, звериная, мягкая. Если большинство европейских хореографов взглянуло на наши города и реалии будто из-за решетки зоопарка (с опаской -- выдержит или нет?), то Понти сочинила спектакль о вещах внутренних, а не внешних, о том нежном, опасном, жаждущем любви звере, что живет в каждом из людей вне зависимости от гражданства и места прописки. И одной своей работой уже оправдала грандиозную затею под названием «Европейско-российский фестиваль современного танца Intradance». |
В Пермском музее современного искусства открылась выставка «Якщо/Если/If. Украинское искусство на переломе» Самая представительная презентация украинского искусства последних лет не только за границей, но и в родных пределах случилась не в рамках каких-то официальных событий... >>
В МХТ им. Чехова Адольф Шапиро поставил «Обрыв» «Обрыв» Адольфа Шапиро и обликом, и смыслом апеллирует к прошлому, точнее, к его образу, запечатленному в романе Гончарова... >>
В Москве прошел фестиваль Intradance Крупнейший в сезоне проект в области современного танца (европейские хореографы, российские театры, немаленькие деньги Евросоюза, колоссальный энтузиазм наших танцовщиков) в течение четырех дней, с минувшего четверга по воскресенье, собирал фанатов контемпорари в «Мастерской Петра Фоменко» и в «Актовом зале»... >>
Конкурс «Евровидение» начинается Сегодня в Осло в зале Telenor Arena открывается популярное среди части европейской телеаудитории песенное соревнование «Евровидение-2010»... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|