N°49
25 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.03.2010
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Интерпретатор образцов
Александр Шевченко в Третьяковской галерее

Очень верно, что масштабная выставка живописи и графики Александра Шевченко открылась почти одновременно и в том же здании (ГТГ на Крымском валу), что и выставка-монография Александра Дейнеки. Два художника являют собой два противоположных темперамента: Дейнека -- сангвиник (иногда холерик), Шевченко -- флегматик. В то же время творчество обоих мастеров является образцовым для понимания процесса созидания новой формы в левом искусстве 10--30-х годов. И Шевченко, и его младший современник Дейнека (разница в возрасте 16 лет, годы жизни Александра Шевченко: 1883--1948; Александра Дейнеки: 1899--1969) двигались в направлении организации универсального языка нового искусства, основанного на чрезвычайной восприимчивости ко всему «актуальному» в сфере формотворчества. Импульсивный Дейнека сразу впечатывал найденное в свой метод, апроприировал на правах хозяина. Скрупулезный аналитик Шевченко шлифовал, уточнял, сличал. Оба первооткрывателями и изобретателями не были. Скорее великими интерпретаторами. Харизматичный, зарядивший все советское и постсоветское искусство своей энергией Дейнека воспринимается большим новатором, нежели спокойный, сосредоточенный, неспешный, работающий в основном в «тихих» жанрах (портрет, бытовой жанр, натюрморт, пейзаж) Шевченко. Однако одновременное посещение двух выставок поможет понять, что перфекционист Шевченко счастливо избегает обвинений в эклектике, в которую иногда срывается из-за неразборчивости в связях и самоцитации творчество Дейнеки.

Впрочем, сам художник Шевченко ничего обидного в слове «эклектика» не видел. В своем манифесте 1913 года «Неопримитивизм» он так и писал: «Стоим за полную свободу искусства и за преимущества эклектизма как обновляющего начала». Если прочитать этот и другой («Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов», М., 1913) манифесты художника (их репринтное воспроизведение украшает прекрасный каталог новой выставки), то станет понятно, что «эклектика» для Шевченко не механическое заимствование, а условие нового синтеза. Отличавшее Шевченко и его современников осознанное любопытство, пытливость ко многому из истории неклассической изобразительности -- это в современном понимании не эклектика, но авторская интерпретация. Что подтверждают слова самого мастера: «Не надо бояться писать с чужих картин. Живопись самодовлеюща, и потому то, что в толпе принято называть копией, на самом деле не будет таковой; в двух похожих друг на друга (по сюжету) произведениях будет разная живопись, разная фактура, разная структура».

Бережно и тщательно сделанную сотрудниками ГТГ (куратор Т.М. Левина) при участии Русского музея, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, частных собраний выставку можно уподобить экскурсии по основным главам летописи искусства первой трети XX столетия. Главы прочитаны в уникальной авторской интерпретации Александра Шевченко. Первый период: неопримитивизм, «Бубновый валет», дружба с Ларионовым и Гончаровой, скрупулезный поиск точек притяжения -- отталкивания с живописной системой Сезанна. Далее -- в двадцатые: любопытнейший диалог и с Сезанном, и с немецким экспрессионизмом, и с Пикассо, и с метафизической живописью де Кирико. Подлинным открытием выставки стали датирующиеся 1920-м годом три архитектурных эскиза Дома Советов. Оказывается, Шевченко был умным собеседником и радикальных экспериментаторов архитектуры, таких как Николай Ладовский.

В тридцатые годы, когда художника обвинили в формализме, а юбилейную, 1933 года, выставку в ГМИИ имени А.С. Пушкина закрыли через десять дней без объяснения причин, Александр Шевченко будто возвращается к пластическому опыту прошлых лет. Ему интересен диалог с фовизмом (Дерен, Вламинк, Марке), восточные серии Павла Кузнецова и Елены Бебутовой. Уникальный случай: в самое «неподходящее» время, в середине 1930-х Шевченко вернулся к предметно-пространственным композициям кубофутуризма с дробными плоскостями, линиями и втертыми в изображение буквами и цифрами. Вот она, дотошная потребность аналитического повторения пройденного!

От зрителя экспозиция Александра Шевченко требует соответствующей усидчивости и дисциплины глаза. Вот почти сезанновский натюрморт. И по композиции, и по тональному строению. Ан нет, фактура у Сезанна более роскошна, у Шевченко более скупа, а цвет более предметен, ложится, как говорил художник, по принципу «протекающей раскраски». Конечно, лубок, народное искусство для Шевченко были учителями не менее авторитетными, чем Сезанн. В сопоставлениях и сравнениях, разгадывании драгоценных пластических загадок заключено подлинное удовольствие от посещения выставки.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  25.03.2010
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Александр Шевченко в Третьяковской галерее
Очень верно, что масштабная выставка живописи и графики Александра Шевченко открылась почти одновременно и в том же здании (ГТГ на Крымском валу), что и выставка-монография Александра Дейнеки... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  25.03.2010
ВЛАДИМИР ЛУПОВСКОЙ
Белорусский современный танец на «Маске плюс»
Девушка в белом подвенечном платье расставляет на сцене стулья. Молодой человек в парадном и явно непривычном для него пиджаке занимается тем же самым. Друг на друга они не смотрят, двигаются раздраженно и злобно. Через пару минут входят гости -- это началась «Свадебка»... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  25.03.2010
Анна Нетребко спела романсы в Консерватории
Анна Нетребко выступила в Большом зале Консерватории в не вполне ожидаемом и привычном амплуа камерной певицы. Главная российская оперная примадонна, народная артистка, звезда мировых сцен, живущая сейчас в Австрии, пела в Москве несколько раз, но чаще -- в большой компании или в жанре гала-концерта... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  25.03.2010
Галина Николаевна Щербакова прожила 76 лет. Известность пришла к Щербаковой в одночасье -- в 1979 году, когда в журнале «Юность» была опубликована повесть «Вам и не снилось» -- история любви мальчика Ромы и девочки Юли, советских Ромео и Джульетты... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама