N°230
15 декабря 2010
Время новостей
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.12.2010
Авиация прибыльна, но непривлекательна
Джованни Бизиньяни: «Мы остаемся больной отраслью»

Мировая коммерческая авиация покажет в 2010 году гораздо лучшие финансовые результаты, чем ожидалось, сообщила вчера Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Однако авиатранспорт остается «больной отраслью», заявил генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни.

В октябре IATA предсказывала, что по итогам года входящие в нее авиакомпании (на них приходится 93% регулярных международных авиаперевозок мира) совместно получат 8,9 млрд долл. чистой прибыли. Теперь прогноз повышен до 15,1 млрд долл. Достижение выглядит еще красивее, если учесть, что в нынешнем десятилетии члены организации завершили с прибылью только два года -- 2006-й и 2007-й. Все остальные годы, включая 2008-й и 2009-й, они несли убытки, потеряв в общей сложности 51 млрд долларов.

На этом фоне увеличение прогноза прибыли в 2010 году -- «хорошая новость для отрасли», заявил г-н Бизиньяни. Однако норма прибыли в гражданской авиации остается недопустимо низкой для того, чтобы обеспечить приток инвестиций, продолжил он, объясняя, почему все же оценивает состояние отрасли критически. По его словам, упомянутые 15 млрд долл. означают маржу прибыли всего 2,7%. «Если бы авиакомпании были благотворительными организациями, это был бы грандиозный результат, -- заявил г-н Бизиньяни. -- Но когда речь идет о бизнесе, ясно видно, что мы остаемся больной отраслью. Мы не можем компенсировать даже половину стоимости заемного капитала, которая составляет 7--8%». «Отрасль может оплачивать свои расходы, обновлять флот и обслуживать свои долги, -- уточняет IATA. -- Но она не может предложить своим владельцам и акционерам никакого вознаграждения за риск, который они берут на себя».

Еще одна причина для беспокойства, отметил генеральный секретарь, заключается в том, что общеотраслевая прибыль очень неравномерно распределена по регионам. Более половины (7,7 млрд долл.) придется на авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона (в основном на китайские). Еще треть (5,1 млрд долл.) останется в Северной Америке. Г-н Бизиньяни также похвалил авиаторов Латинской Америки, прибыль которых должна достичь 1,2 млрд долл. -- «величины, абсолютно непропорциональной доле компаний этого региона в мировых воздушных перевозках, -- всего 4%». Он объяснил, что здесь авиаперевозчикам помогли прочность местных национальных экономик и «новаторский подход к консолидации», то есть поглощению слабых авиакомпаний более сильными.

«Разочаровывающими» назвал глава IATA финансовые результаты европейских авиакомпаний. Они тоже получат в 2010 году прибыль, но лишь 400 млн долл., хотя объем перевозок и денежных оборот в этой части света на порядок выше, чем в Латинской Америке.

Аналитики IATA полагают, что в следующем году финансовые показатели мировой авиации снова начнут ухудшаться, хотя до глобального чистого убытка, как в 2008--2009 годах, дело не дойдет. В 2011 году IATA обещает отрасли в целом чистую прибыль 9,1 млрд долл. При этом совокупная выручка авиакомпаний составит 598 млрд долл., то есть маржа прибыли окажется еще менее привлекательной для инвесторов -- 1,5%.

По словам г-на Бизиньяни, сразу несколько факторов заставляют ожидать новых трудностей в авиатранспортном бизнесе. Цена топлива поднимется вслед за ценой сырой нефти (в 2010 году в среднем была 79 долл. за баррель, а в 2011-м, по прогнозам, подскочит до 84 долл.). Рост мировой экономики в следующем году замедлится с 3,5 до 2,6%. Наконец, внутриотраслевая тенденция -- рост парка авиакомпаний -- придет в противоречие с динамикой спроса на авиаперевозки. Провозные мощности авиакомпаний, по расчетам экспертов, в 2011 году увеличатся на 6,1%, а пассажиров станет больше только на 5% по сравнению с текущим годом.

IATA традиционно не выделяет отдельные страны в своих глобальных прогнозах и отчетах. Специально для «Времени новостей» гендиректор организации сказал несколько слов о ситуации в России. Он поддержал слияние «Аэрофлота» с другим крупным авиаперевозчиком -- ГТК «Россия». В отличие от некоторых отечественных экспертов глава IATA убежден, что «Аэрофлот» успешно переживет грядущее вступление России во Всемирную торговую организацию и связанное с этим изменение системы «транссибирских роялти», которые пока поступают в доход национального авиаперевозчика.
Михаил КУКУШКИН, Женева

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.12.2010
Джованни Бизиньяни: «Мы остаемся больной отраслью»
Мировая коммерческая авиация покажет в 2010 году гораздо лучшие финансовые результаты, чем ожидалось, сообщила вчера Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Однако авиатранспорт остается «больной отраслью», заявил генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни... >>
  • //  15.12.2010
МВФ ищет замену доллару в качестве мировой резервной валюты
Действующая международная валютная система, хотя и продемонстрировала устойчивость в тяжелый период кризиса, нуждается в реформировании, убеждены в Международном валютном фонде (МВФ). Хронические дисбалансы ведут к необходимости накопления странами больших валютных резервов... >>
//  читайте тему:  Доллар
  • //  15.12.2010
Вместе с польской Lotos российские компании могут получить нефтяные активы в Литве
Если «Газпром нефть» и «Роснефть» все-таки купят польскую Grupa Lotos (см. «Время новостей» от 7 декабря), то они получат и контроль над крупнейшими нефтедобывающими активами Литвы... >>
Реклама