N°201
02 ноября 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.11.2010
Атакующее искусство
Киевский международный кинофестиваль "Молодость" вручил призы

Гран-при 40-го кинофестиваля «Молодость» в виде бронзового «Скифского оленя» с позолоченными боками и 10 тыс. долл. в придачу достались режиссеру Сергею Лознице за фильм «Счастье мое». Принимая статуэтку и конверт в зале Киевской оперы, где 99 лет назад получил смертельную пулю премьер-министр Петр Столыпин, лауреат процитировал Пабло Пикассо, согласно которому живопись (и шире -- искусство) не украшение жилища, а атака. И дальше, чтобы ни у кого не оставалось сомнения в том, чье именно атакующее искусство имеется в виду, автор «Счастья» сообщил со сцены залу, что не надо бояться радикальных художественных высказываний.

Бояться их действительно не стоит, но и считать, что радикальное обличье само по себе способно обеспечить художественную стоимость, тоже, разумеется, не следует. Особенно когда высказывание растет из сора довольно мелких личных фобий и брезгливых чувств, а именно таково, на мой взгляд, происхождение «Счастья».

Его безусловное достоинство -- способность автора изъясняться на языке кино и не путать его с другими языками -- не является новостью для тех, кто знаком с неигровыми работами Лозницы; драматургические сбои и неумение работать с актерами, а также готовность без спроса заимствовать кинематографическое имущество своих коллег -- вот этого про режиссера Лозницу раньше известно не было, зато теперь все, кому надо, в курсе.

Однако в том, что главный приз достанется именно «Счастью», сомневаться особо не приходилось. Его присутствие в программе «Молодости» было совмещено с национальной премьерой «первого украинского участника каннского конкурса». Для фильма Лозницы -- в отличие от прочих претендентов на главного «Скифского оленя» -- предусмотрели пять показов, его постерами оклеили все внутренности кинотеатра «Киев». В общем, событие было подготовлено, и жюри приняло это к сведению.

Не стану утверждать, что судьи взяли грех на душу и цинично пренебрегли каким-то очевидным шедевром в пользу «Счастья»: шедевров среди 13 соревновавшихся друг с другом фильмов не обнаружилось, хотя достойные внимания были. Те же грузинские «Прогульщики», ранее показанные на ММКФ, на мой взгляд, гораздо более чувствительны к боли, чем «Счастье», а художественно не менее состоятельны, даром что не бьют себя в грудь и не оглашают окрестности криком о своей «радикальности». А по «атакующей» мерке -- если эта дорогая режиссеру Лознице мерка была так же дорога жюри -- явную конкуренцию «Счастью» составлял немецкий «Пикко», тоже участник Канна-2010: черно-белое тюремное насилие предъявлено там в таких шокирующих формах, что киевская публика -- молодая, искушенная и много чего повидавшая -- выбегала из зала чуть ли не с проклятиями.

Вряд ли такие авторские действия могли найти сочувствие у председателя жюри, французского режиссер Марк Каро, но возможность удовлетворить свою страсть к забавам и причудам он получил. И воспользовался ею, наградив «Скифским оленем» за лучший полнометражный фильм шведский гротеск Йоханнеса Нильсена и Ола Симонсона «Звуки шума» про полицейского по имени Амадей, который, будучи сыном дирижера и братом дирижера, от природы чужд музыке. Он ведет войну с гоп-компанией, готовой извлекать невообразимую музыку из всего, что под руку попадется, и насыщать ею жизнь своего города под завязку. Авторы фильма этой компании сочувствуют, на тот же лад настраивая публику, и их жизненная установка -- во всем слышать музыку -- привлекает куда больше установки автора «Счастья» -- во всем видеть мрак.

Думаю, дополнительным патриотическим аргументом для Каро послужило французское участие в производстве шведских «Звуков». Но если в этом случае наличие подобного аргумента еще можно оспорить, то уж решение жюри ФИПРЕССИ, состоящего из немца Хельмута Меркера и голландца Майка Наафса, премировать снятое на немецко-нидерландские деньги «Счастье мое» прозрачно до полного неприличия. Сродни тому -- правда, не этическому, а художественному -- неприличию, которым блеснул фильм француза Кристиана Карийона «Дело Farewell». Он рассказывает подлинную в своей основе историю работавшего на западную разведку советского «крота» Ветрова в духе могучей «Красной жары», но с куда меньшим драйвом, зато с харьковскими улицами под видом московских, смешными бородатыми милиционерами и Всеволодом Шиловским с пятном на лбу в эпизодической роли Михаила Горбачева. На главную роль французы сватали Сергея Маковецкого, но тому хватило интуиции отказаться от этого заманчивого предложения. Жаль только, что Ингеборгу Дапкунайте от роли жены не отговорил.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.11.2010
ARNO DECLAIR
Премьера Protect me в берлинском театре «Шаубюне»
У постановки два автора -- режиссер Фальк Рихтер, он же драматург, сочинивший текстовую партитуру на два часа без антракта, и хореограф Анук ван Дайк. Именно ей предстояло провести такую «работу над телом», чтобы зрители вовек не догадались, кто из девяти танцующих -- драматические актеры... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  02.11.2010
О двух соискателях премии за лучший роман, и не только о них
Крупных и претендующих на серьезность литературных премий в России довольно много. У большинства из них жюри меняется ежегодно. Соответственно и арбитров изящества (оценщиков достижений родной словесности) в нашем отечестве с избытком... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  02.11.2010
Петербургский художник Артур Молев сводит счеты с Барби
В Петербурге, в одной из галерей артцентра «Пушкинская 10» -- Navicula Artis, открылась выставка Артура Молева, петербургского художника, а ныне жителя Амстердама, «Гори, Барби, гори!»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  02.11.2010
Киевский международный кинофестиваль "Молодость" вручил призы
Гран-при 40-го кинофестиваля «Молодость» в виде бронзового «Скифского оленя» с позолоченными боками и 10 тыс. долл. в придачу достались режиссеру Сергею Лознице за фильм «Счастье мое»... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика