|
|
N°201, 02 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атакующее искусство
Киевский международный кинофестиваль "Молодость" вручил призы
Гран-при 40-го кинофестиваля «Молодость» в виде бронзового «Скифского оленя» с позолоченными боками и 10 тыс. долл. в придачу достались режиссеру Сергею Лознице за фильм «Счастье мое». Принимая статуэтку и конверт в зале Киевской оперы, где 99 лет назад получил смертельную пулю премьер-министр Петр Столыпин, лауреат процитировал Пабло Пикассо, согласно которому живопись (и шире -- искусство) не украшение жилища, а атака. И дальше, чтобы ни у кого не оставалось сомнения в том, чье именно атакующее искусство имеется в виду, автор «Счастья» сообщил со сцены залу, что не надо бояться радикальных художественных высказываний.
Бояться их действительно не стоит, но и считать, что радикальное обличье само по себе способно обеспечить художественную стоимость, тоже, разумеется, не следует. Особенно когда высказывание растет из сора довольно мелких личных фобий и брезгливых чувств, а именно таково, на мой взгляд, происхождение «Счастья».
Его безусловное достоинство -- способность автора изъясняться на языке кино и не путать его с другими языками -- не является новостью для тех, кто знаком с неигровыми работами Лозницы; драматургические сбои и неумение работать с актерами, а также готовность без спроса заимствовать кинематографическое имущество своих коллег -- вот этого про режиссера Лозницу раньше известно не было, зато теперь все, кому надо, в курсе.
Однако в том, что главный приз достанется именно «Счастью», сомневаться особо не приходилось. Его присутствие в программе «Молодости» было совмещено с национальной премьерой «первого украинского участника каннского конкурса». Для фильма Лозницы -- в отличие от прочих претендентов на главного «Скифского оленя» -- предусмотрели пять показов, его постерами оклеили все внутренности кинотеатра «Киев». В общем, событие было подготовлено, и жюри приняло это к сведению.
Не стану утверждать, что судьи взяли грех на душу и цинично пренебрегли каким-то очевидным шедевром в пользу «Счастья»: шедевров среди 13 соревновавшихся друг с другом фильмов не обнаружилось, хотя достойные внимания были. Те же грузинские «Прогульщики», ранее показанные на ММКФ, на мой взгляд, гораздо более чувствительны к боли, чем «Счастье», а художественно не менее состоятельны, даром что не бьют себя в грудь и не оглашают окрестности криком о своей «радикальности». А по «атакующей» мерке -- если эта дорогая режиссеру Лознице мерка была так же дорога жюри -- явную конкуренцию «Счастью» составлял немецкий «Пикко», тоже участник Канна-2010: черно-белое тюремное насилие предъявлено там в таких шокирующих формах, что киевская публика -- молодая, искушенная и много чего повидавшая -- выбегала из зала чуть ли не с проклятиями.
Вряд ли такие авторские действия могли найти сочувствие у председателя жюри, французского режиссер Марк Каро, но возможность удовлетворить свою страсть к забавам и причудам он получил. И воспользовался ею, наградив «Скифским оленем» за лучший полнометражный фильм шведский гротеск Йоханнеса Нильсена и Ола Симонсона «Звуки шума» про полицейского по имени Амадей, который, будучи сыном дирижера и братом дирижера, от природы чужд музыке. Он ведет войну с гоп-компанией, готовой извлекать невообразимую музыку из всего, что под руку попадется, и насыщать ею жизнь своего города под завязку. Авторы фильма этой компании сочувствуют, на тот же лад настраивая публику, и их жизненная установка -- во всем слышать музыку -- привлекает куда больше установки автора «Счастья» -- во всем видеть мрак.
Думаю, дополнительным патриотическим аргументом для Каро послужило французское участие в производстве шведских «Звуков». Но если в этом случае наличие подобного аргумента еще можно оспорить, то уж решение жюри ФИПРЕССИ, состоящего из немца Хельмута Меркера и голландца Майка Наафса, премировать снятое на немецко-нидерландские деньги «Счастье мое» прозрачно до полного неприличия. Сродни тому -- правда, не этическому, а художественному -- неприличию, которым блеснул фильм француза Кристиана Карийона «Дело Farewell». Он рассказывает подлинную в своей основе историю работавшего на западную разведку советского «крота» Ветрова в духе могучей «Красной жары», но с куда меньшим драйвом, зато с харьковскими улицами под видом московских, смешными бородатыми милиционерами и Всеволодом Шиловским с пятном на лбу в эпизодической роли Михаила Горбачева. На главную роль французы сватали Сергея Маковецкого, но тому хватило интуиции отказаться от этого заманчивого предложения. Жаль только, что Ингеборгу Дапкунайте от роли жены не отговорил.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ