N°2
13 января 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.01.2010
Откуда не ждали
Ограничение поставок газа на европейские рынки пришло с Северного и Норвежского морей

Европа вновь испытывает дефицит газа. Однако на этот раз речь не идет о транзитном споре, как год назад во время газовой войны между Россией и Украиной, или о политических разногласиях между поставщиками и потребителями, чего всерьез боятся европейцы. Не выдержало «железо» в Северном и Норвежском морях, откуда ЕС получает около 200 млрд кубометров газа в год. В первые десять дней января последовательно вышли из строя основные мощности по поставкам норвежского газа с месторождений Troll, Asgard и Ormen Lange, вынудив премьер-министра Великобритании Гордона Брауна выступить со специальным успокоительным обращением к нации.

Температура минус 15 градусов по Цельсию оказалась непосильным испытанием для инфраструктуры, рассчитанной на работу в более щадящих условиях северной Атлантики, где теплое течение Гольфстрим обеспечивает мягкую зиму даже в приполярных широтах. При этом российская газодобывающая промышленность в Западной Сибири исправно функционирует в гораздо более суровых климатических условиях, что лишний раз заставляет задумываться о жизнеспособности западных технологических решений на шельфе Баренцева моря и Ямале.

В понедельник добыча, переработка и транспортировка сырья на Британские острова и континент с норвежского шельфа начала восстанавливаться, но и вчера проекты все еще не вернулись на полную мощность. Royal Dutch Shell, технический оператор проекта поставок газа с Ormen Lange, до последнего воздерживалась от обещаний, выражая осторожную надежду, что обледенение инфраструктурных объектов удастся преодолеть в короткие сроки. Между тем в прессу просочилась информация о том, что британская ВР не может отложить плановое недельное отключение системы поставок газа в Британию с ее месторождений в Северном море мощностью до 10 млрд кубометров (1% рынка). В результате цены на спотовых площадках взлетели в два раза по сравнению с теми, что были в конце прошлого года, и фактически достигли 300 долл. за тыс. кубометров, что соответствует уровню цен по долгосрочным контрактам того же «Газпрома» в первом квартале наступившего года.

Последствия могли быть серьезнее, продержись холода еще неделю или не будь в Европе кризисного снижения спроса на газ. Ситуация с большой долей вероятности стала бы развиваться по сценарию четырехлетней давности, когда из-за задержки ввода газопровода Langeled из Норвегии Великобритания испытала самый тяжелый газовый кризис. Цена тысячи кубометров газа на либерализованном рынке зашкаливала за тысячу долларов, многие предприятия предпочитали остановить производство, заработав на перепродаже газа, который сами должны были использовать в качестве сырья.

Экспорт норвежского газа в Европу стремительно рос. В прошлом году он увеличился на 13%, а за последние пять лет -- почти на треть. Однако технологические решения все чаще подводят поставщика. Буквально за два дня до начала перебоев с транспортировкой трубопроводного газа из Норвегии (5 января) госкомпания Statoil объявила, что наконец справилась с проблемами, возникшими по проекту Snohvit («Белоснежка»). Первый норвежский завод по производству СПГ барахлит с момента ввода в эксплуатацию в конце 2007 года, но прошлый год для него оказался сущим кошмаром. Вместо того чтобы выйти на проектную мощность, он большую часть года, включая последние четыре с половиной месяца, вообще не работал из-за конструктивных ошибок.

В будущие соглашения Евросоюза о свободной торговле как с Россией, так и с Украиной нужно включить положения об урегулировании газовых споров, считает кандидат на пост еврокомиссара по торговле бельгиец Карел де Гюхт. Профильные комитеты европарламента с понедельника заслушивают выступления кандидатов на посты еврокомиссаров, которые излагают депутатам планы своей деятельности в Еврокомиссии и свои взгляды на будущее ЕС. По итогам слушаний всех 26 кандидатов комитеты европарламента подготовят лидерам политических фракций ассамблеи доклады с оценкой готовности каждого из претендентов исполнять обязанности еврокомиссара. Утверждение персонального состава коллегии еврокомиссаров состоится на пленарной сессии европарламента. Ассамблея вправе отклонить любые из предложенных кандидатур.
Алексей ГРИВАЧ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.01.2010
Конфликт в нефтяной сфере вылился в электроэнергетическое противостояние
Вчера в Минске побывала делегация топ-менеджеров «Интер РАО ЕЭС», которая пыталась согласовать с представителями «Белэнерго» условия поставок электроэнергии в Белоруссию и транзита через ее территорию... >>
//  читайте тему:  Россия и Белоруссия
  • //  13.01.2010
Ограничение поставок газа на европейские рынки пришло с Северного и Норвежского морей
Европа вновь испытывает дефицит газа. Однако на этот раз речь не идет о транзитном споре, как год назад во время газовой войны между Россией и Украиной, или о политических разногласиях между поставщиками и потребителями, чего всерьез боятся европейцы... >>
  • //  13.01.2010
Барак Обама может предложить новые налоги для банков
К концу прошлого года крупнейшие американские банки вернули долги государству, однако президент США Барак Обама не намерен оставлять их в покое... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
//  читайте тему:  Ситуация в США
  • //  13.01.2010
Европейский транспортник вылетел из бюджета
Руководство европейского авиастроительного концерна Airbus и его материнской компании EADS сообщило вчера о рекордных производственных достижениях 2009 года... >>
//  читайте тему:  Авиапром
  • //  13.01.2010
Ежегодно в начале января в Детройте проходит крупнейший автомобильный салон NAIAS (North American International Auto Show). Основными экспонатами на новом шоу, которое стало юбилейным -- 100-м по счету, на этот раз стали гибридомобили... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама