N°2 13 января 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Переговоры высокого напряжения Конфликт в нефтяной сфере вылился в электроэнергетическое противостояние
Вчера в Минске побывала делегация топ-менеджеров «Интер РАО ЕЭС», которая пыталась согласовать с представителями «Белэнерго» условия поставок электроэнергии в Белоруссию и транзита через ее территорию. И хотя эти переговоры, по сути, являются лишь продолжением спора вокруг величины экспортных пошлин на нефть, напряженность их это ничуть не умаляет. Ранее Минск потребовал пятикратного увеличения платы за транзит российской энергии, угрожая в противном случае перекрыть доступ к своим энергосетям, Москва же настаивает на том, чтобы в соответствии с заключенными ранее долгосрочными договоренностями стоимость энергопоставок и цена транспортировки изменялись пропорционально. Опрошенные «Временем новостей» эксперты в свою очередь полагают, что прекращение транзита может иметь весьма плачевные последствия не столько для России, сколько для самой Белоруссии.
Минские переговоры, очевидно, завершились безрезультатно: российская делегация вернулась в Москву, результаты не объявлены. И как сообщили «Времени новостей» в «Интер РАО», диалог должен возобновиться до конца недели. Еще в ходе переговоров 22--23 декабря, которые вела в Минске делегация Минэнерго, Белоруссия предлагала снизить стоимость закупаемой в России энергии ввиду дешевизны транзита. После чего, по сообщениям некоторых белорусских источников, Москва согласилась на некоторое увеличение тарифа на транспортировку. Однако перед новым годом белорусская сторона, как сообщали ранее источники в «Интер РАО», уже потребовала от России увеличения платы за транзит электроэнергии более чем в два раза. Москва в свою очередь напомнила коллегам о заключенных еще в 2009 году соглашениях (действуют до конца 2013 года), согласно которым повышение платы за транзит должно соответствовать увеличению стоимости поставок электроэнергии для самой Белоруссии. По долгосрочным договорам в 2010 году «Интер РАО» должно поставить Минску по балансу союзного государства 3 млрд кВт ч и на коммерческой основе до 2,5 млрд кВт ч. Впрочем, на это никакой реакции из Минска не последовало. Более того, когда 4 января зашли в тупик переговоры о размере экспортной пошлины на российскую нефть, которую белорусская сторона хотела бы сохранить на минимальных значениях, президент Белоруссии Александр Лукашенко не только пригрозил выходом из таможенного союза с Россией и Казахстаном, но и потребовал уже почти шестикратного увеличения транзитного тарифа. Нынешнюю ситуацию, когда поставки российской электроэнергии через Белоруссию продолжаются, в Минске считают несанкционированным транзитом. Всевозрастающие аппетиты белорусской стороны, по мнению старшего аналитика по энергетике «КИТ Финанс» Алексея Серова, вполне объяснимы. «Минск апеллирует к европейскому уровню цен, который в три-четыре раза выше российского. Однако как бы ни хотелось белорусской стороне казаться более европейской в вопросах рыночного ценообразования, как с технической, так и с юридической точки зрения она пока не в состоянии предоставить такой же уровень надежности транзита электроэнергии, а следовательно, не может быть и речи о ценах, действующих в ЕС», -- полагает эксперт. Тем не менее Минск продолжает настаивать на резком повышении ставки транзита, обещая в противном случае вовсе перекрыть перетоки через свои сети. Стоит оговориться, что, хотя местные власти и энергетики заявляют о наличии необходимых резервов, в случае остановки транзита в первую очередь пострадает Калининградская область, на 30% снабжаемая электричеством через белорусскую территорию. Причем источники в минском руководстве отмечали, что Россия, принимая во внимание дефицит энергии в связи с остановкой с 1 января Игналинской АЭС в Литве, должна была заблаговременно озаботиться судьбой своего эксклава. Впрочем, по словам руководителя отдела акций ИФД «Капиталъ» Константина Гуляева, в случае прекращения транзита пострадает не только Россия, но и Белоруссия, и даже некоторые прибалтийские страны. «Интер РАО», в случае развития такого сценария, конечно, рискует недополучить несколько десятков миллионов долларов, но в целом потери будут не столь критичны. В структуре экспорта компании на Белоруссию (12%), Латвию (8%) и Литву (8%) приходится не больше трети поставок (для сравнения: одна Финляндия -- 50%), а основная часть прибыли формируется за счет внутрироссийских поставок», -- пояснил аналитик. Для Белоруссии же, по его словам, прекращение транзита грозит не только прекращением его оплаты Россией, но и серьезными техническими проблемами. «Под ударом окажется вся энергосистема страны, которая синхронизирована с российской. Если выключить линию, то не будет возможности воспользоваться перетоками в случае аварийной остановки какого-либо блока», -- предостерег эксперт. Кроме того, ограничение поставок может привести к росту цен на энергорынке прибалтийских стран, особенно на фоне остановки Игналинской АЭС. Стоит также отметить, что в связи с выбыванием мощностей литовской АЭС России неизбежно придется увеличить объемы транзита (в прошлом году в страны Балтии через территорию западного соседа было поставлено 1,1 млрд кВт ч). Причем Москва готова компенсировать Минску возникшие от прироста затраты. Белорусская сторона в свою очередь указывает, что в результате возрастут и потери при передаче. «Уровень последних зависит от состояния энергосетей. Поэтому в этой ситуации Россия могла бы предложить свою помощь в их модернизации с условием получения некоторой доли их акционерного капитала», -- отмечает Константин Гуляев. |
Конфликт в нефтяной сфере вылился в электроэнергетическое противостояние Вчера в Минске побывала делегация топ-менеджеров «Интер РАО ЕЭС», которая пыталась согласовать с представителями «Белэнерго» условия поставок электроэнергии в Белоруссию и транзита через ее территорию... >>
Ограничение поставок газа на европейские рынки пришло с Северного и Норвежского морей Европа вновь испытывает дефицит газа. Однако на этот раз речь не идет о транзитном споре, как год назад во время газовой войны между Россией и Украиной, или о политических разногласиях между поставщиками и потребителями, чего всерьез боятся европейцы... >>
Барак Обама может предложить новые налоги для банков К концу прошлого года крупнейшие американские банки вернули долги государству, однако президент США Барак Обама не намерен оставлять их в покое... >>
Европейский транспортник вылетел из бюджета Руководство европейского авиастроительного концерна Airbus и его материнской компании EADS сообщило вчера о рекордных производственных достижениях 2009 года... >>
Ежегодно в начале января в Детройте проходит крупнейший автомобильный салон NAIAS (North American International Auto Show). Основными экспонатами на новом шоу, которое стало юбилейным -- 100-м по счету, на этот раз стали гибридомобили... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|