N°189
15 октября 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.10.2010
Кирилл Каллиников
Великая европейская стена
«Газпром» хочет участвовать в доработке Третьего энергетического пакета ЕС

Российский газовый монополист перешел в активное наступление на позиции Еврокомиссии в сфере реформирования рынка газа ЕС. Зампред правления концерна по внешнеэкономической деятельности Александр Медведев (на снимке) дал обширное интервью официальному сайту «Газпрома», в котором впервые открыто признал, что новые правила работы в Европе создают компании проблемы «в оперативной деятельности» и «в сфере имущественных прав». В ЕС, по словам топ-менеджера, между газовыми компаниями и инфраструктурой по доставке газа «возводится своего рода Великая китайская стена». И в будущем это может привести к недоинвестированию в газовую отрасль европейских стран со всеми вытекающими последствиями.

При этом «Газпром» еще надеется, что Брюссель при внедрении Третьего энергетического пакета учтет интересы экспортеров и потребителей газа. «Газпром» и правительство России внимательно отслеживают процесс внедрения новых правил. «Это необходимо, чтобы удостовериться: ущерб, который этот процесс нанесет нашим интересам, а также интересам партнеров и потребителей, не выйдет за рамки необходимого минимума. Я также надеюсь, что нам будет предоставлена возможность внести важный вклад в доработку этого документа», -- подчеркнул г-н Медведев, отметив, что «Газпром» обсуждает это «с основными поставщиками газа из третьих стран».

Осенью прошлого года после долгих дебатов и внесения изменений Евросоюз одобрил предложенную комиссией директиву по правилам работы на газовых рынках стран-участниц. Документ предполагает принудительно отстранить поставщиков газа от управления газотранспортной инфраструктурой. Газопроводы и подземные хранилища должны быть либо проданы, либо переданы под контроль независимому оператору, который, по мысли реформаторов, будет заниматься развитием инфраструктуры и предоставлять свободный доступ к ней всем поставщикам на коммерческой основе. Третий пакет официально вступает в силу в марте 2011 года, но реально должен заработать в течение двух лет, по мере адаптации к нему национальных законодательств.

В то же время текст директивы не дает четких представлений о том, как нужно управлять газотранспортной инфраструктурой в новых условиях. Еврокомиссия должна разработать и согласовать со странами перечень подзаконных нормативных актов (так называемые Guidelines), в которых новая система регулирования будет описана в деталях. Затем планируется подготовить некий типовой кодекс, который с некоторыми модификациями в рамках, допустимых по директиве, уже принимали страны ЕС.

«Процесс оказался более сложным, чем ожидали в Брюсселе, и сейчас несколько затормозился, -- рассказал «Времени новостей» директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин, участвовавший в консультациях с европейцами по третьему пакету. -- Проекты трех первых подзаконных актов (всего их будет 12) были выпущены для обсуждения, но потом один из них отозвали для доработки». По его мнению, период неопределенности вокруг третьего пакета может затянуться. И хотя это дает некоторые основания полагать, что желание «Газпрома» и других поставщиков принять участие (или по крайней мере быть услышанными) может исполниться, в целом такая задержка во вред российской стороне. В «Газпроме», видимо, думают так же и стараются привлечь внимание европейских партнеров и других поставщиков газа на рынки ЕС, которые из-за экономического кризиса и плохой конъюнктуры испытывают разного рода финансовые трудности. У экспортеров снижается либо прибыль от продаж, либо объем сбыта (доля рынка). Некоторые оптовые покупатели вообще работают на грани рентабельности, так как потребители при избытке предложения и низких спотовых ценах требуют скидок. В свою очередь импортеры оказывают давление на своих поставщиков с целью «модернизировать» условия. Некоторые клиенты, по словам г-на Медведева, хотят перейти «к спотовой индексации при ценообразовании и отказаться от принципа «бери или плати» либо сохранить нефтяную привязку, но ввести ежегодный, а то и ежеквартальный пересмотр контрактного объема и базовой цены. «Модернизация» контрактов в соответствии с такими предложениями меняет баланс интересов не в пользу экспортеров газа и поэтому для них неприемлема», -- заявил зампред правления «Газпрома». Ранее он говорил журналистам, что основные клиенты уже воспользовались правом провести переговоры о пересмотре контрактных условий (в 2010 году были модернизированы договоры с партнерами из Германии, Италии, Франции). Но такая возможность предусмотрена только раз в три года.

С потерей же прав управлять газотранспортными активами в Европе «Газпром», похоже, готов смириться (ранее Александр Медведев называл это экспроприацией, сейчас просто обесцениванием сделанных инвестиций). Под угрозой находятся активы в странах Балтии, Польше и Германии. Но для концерна важнее сохранить систему долгосрочных контрактов на поставку газа и связанные с ними длинные договоры на транзит топлива. Но именно против них Брюссель выступает особенно активно. Так, Польша из-за транзитного договора с «Газпромом» оказалась на грани кризиса. Если пакет соглашений с российской компанией, включающий в себя увеличение поставок, не будет подписан в ближайшие две недели, то польские потребители в самом начале отопительного сезона окажутся в условиях крайне сурового дефицита. Между тем против долгосрочного контракта на транзит российского газа по газопроводу Ямал--Европа (построенному, кстати, на деньги «Газпрома») выступает Брюссель, что и является основным препятствием для подписания документов.

Польский вице-премьер Вальдемар Павляк сообщил, что очередной раунд переговоров состоится в воскресенье. По его словам, стороны согласились снизить предполагаемый срок новых договоров на поставку (с 2037 года до 2022-го) и транзит (с 2045 года до 2019-го) российского газа. То есть фактически оставить сроки, предусмотренные действующим межправительственным соглашением (было подписано в 90-е годы, когда Евросоюз еще даже не признал стремления Польши стать его участником).
Алексей ГРИВАЧ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.10.2010
Кирилл Каллиников
«Газпром» хочет участвовать в доработке Третьего энергетического пакета ЕС
Российский газовый монополист перешел в активное наступление на позиции Еврокомиссии в сфере реформирования рынка газа ЕС... >>
  • //  15.10.2010
«Фондовый рынок находится в состоянии беспокойства»
Вчера фондовые рынки достигли максимумов с сентября 2008 года, когда было объявлено о банкротстве инвестбанка Lehman Brothers. Однако появившиеся вечером статданные из США разочаровали инвесторов, и индексы начали падать... >>
  • //  15.10.2010
Парк самолетов в регионе сменится почти полностью
В 90 млрд долл. за ближайшие 20 лет оценила емкость авиационного рынка стран СНГ американская авиастроительная компания Boeing. Из этой суммы на Россию приходится 65 млрд долл., сообщил вчера вице-президент по маркетингу подразделения гражданских самолетов Boeing Рэнди Тинсет... >>
//  читайте тему:  Авиапром
  • //  15.10.2010
ГАЗ и Volkswagen могут договориться о совместном производстве
Компании ГАЗ и Volkswagen могут в течение месяца принять решение о сотрудничестве в производстве легковых автомобилей. Об этом заявил вчера журналистам глава группы ГАЗ Бо Андерссон, не уточнив, о каких моделях идет речь... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  15.10.2010
«Роснефть» и «Газпром» получили от государства участки шельфа
Сразу пять участков российского шельфа были переданы «Роснефти» и один -- «Газпрому». В соответствии с принятым еще в прошлом году решением президента России эти госкорпорации получили доступ к стратегическим резервам без конкурса... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама