N°18
04 февраля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.02.2010
Добрый доктор Даблодор
Собрание сочинений Леонида Тишкова показали в Москве

Занятно, что подготовленная Московским музеем современного искусства и Крокин-галереей огромная персональная выставка Леонида Тишкова открылась аккурат в дни юбилея Антона Павловича Чехова. Подобно Чехову Тишков по профессии доктор, а искусство для него осознанная необходимость. Она же свобода.

Подобно Чехову Тишков -- мастер тонко сработанных эссе, исследующих экзистенциальную анатомию жизни человеческой. Выставка Тишкова расположилась на трех этажах большого здания ММСИ в Ермолаевском переулке и по образу напоминает как раз анатомический атлас; правда, особый, такой, каким его составляют в мистических, или алхимических трактатах. Помните, там обнаженный человек с просвечивающими внутренностями вписывался в сферы со знаками зодиака и латинскими надписями. Нижняя зона (включая гениталии и желудок) -- земля, плоть, чувственное. В районе сердца и плеч -- сила жизненной энергии. Голова -- интеллект, духовное, божественное.

У Тишкова первый этаж называется «нижний мир». Там в форме меховых куколок или графических имиджей живут изведенные Тишковым из реальных человеческих органов существа: похожие на нос, фаллос и ногу «даблоиды», сросшиеся с пуповиной земли «водолазы», желудкообразные «стомаки», древообразные «чурки». Весь этот мир помогает изучить мироздание в иронической, абсурдистской модальности. В стилистическом плане это микст, отсылающий и к обэриутам, и к сюрреалистам, и к концептуальному проектированию сродни искусству Игоря Макаревича и Елены Елагиной, поддержавших Тишкова в свое (советское) время. Похожий, кстати, микст стилей встречаем и у великого Антона Павловича на ранней стадии его творчества -- своими скетчами, предвосхитившими и сюрреализм, и эстетику абсурда, Антоша Чехонте, по сути, анализировал физиологию общества. Аналогичное делал в первый период (до середины 90-х, наверное) и Леонид Тишков -- добрый доктор Даблодор (соединение волшебника Дамблора с тишковскими «даблоидами»).

Второй этаж -- это мир «срединный». Он посвящен саморефлексии, пониманию того, что есть дом, семья, любящие и любимые люди. В лоскутках, вышивках, домашнем рукоделии запечатлена куколка души человеческой. Центральный образ -- пронзительно, искренне вышитый нитями памяти, сохраненными как нити домашнего рукоделия, образ мамы художника. В маленьких объектах, монументальных панно и теплых, мягких предметах он воплощается с великой любовью.

Третий этаж -- мир «верхний». Он об анатомии небесной. Луна, ставшая частным гостем художника, субстрат памяти из снега, легкие существа воздуха зафиксированы в фото- и видеодокументации загадочных перфомансов, в замысловатых красивых инсталляциях. Одинокий лыжник в заснеженном поле, тончайшие модели авангардных утопий из хлеба и макарон, укутанная в одеяло луна в кровати -- отрешенность и созерцательность теперь главные союзники мастера. «Стали пусты «даблоиды», висящие теперь как носки для рождественских подарков. Символы христианства покоряют своей силой и простотой. Много лет я создавал образы, сакрализуя профанное, но когда одни ноумены покидают нас, другое божественное нисходит в долину. И озаряет нас своим Светом». Не правда ли, улавливается знакомое, родное даже?.. Ну конечно, про небо в алмазах из монолога Сони в чеховском «Дяде Ване».
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.02.2010
В Театре имени Вахтангова играют «Маскарад»
На этом спектакле публика горячо аплодирует массовым сценам. Когда под звуки знаменитого хачатуряновского вальса разношерстная толпа -- дамы в шляпках, баба с ведром, игроки в пуховых цилиндрах, чиновники в шинелях, мужики в армяках и все-все-все -- скользяще и плавно движется вдоль сцены, это больше похоже на представление... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  04.02.2010
«Иоланта» Чайковского в «Новой опере»
В театре «Новая опера» поставили «Иоланту» Чайковского. Попытка повторить успех оперы «Джанни Скикки», приглянувшейся экспертному совету «Золотой маски» за легкость, красочность и безобидность (постановщики Геннадий Шапошников и Виктор Герасименко), не слишком удалась... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  04.02.2010
Классик антисоветского искусства в фонде Stella Art
В фонде Stella Art открылась первая посмертная выставка Вагрича Бахчаняна. Надо отдать должное чутью галеристки Стеллы Кесаевой, которая в прошлом году посетила мастерскую Бахчаняна в Нью-Йорке и пополнила коллекцию фонда почти сотней работ художника... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  04.02.2010
Собрание сочинений Леонида Тишкова показали в Москве
Занятно, что подготовленная Московским музеем современного искусства и Крокин-галереей огромная персональная выставка Леонида Тишкова открылась аккурат в дни юбилея Антона Павловича Чехова. Подобно Чехову Тишков по профессии доктор, а искусство для него осознанная необходимость. Она же свобода... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама