Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°169
17 сентября 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.09.2010
ИТАР-ТАСС
Надвое сказали
Общественная палата не смогла выработать единой позиции по вырубке Химкинского леса

Общественная палата России, где вчера состоялись итоговые слушания по поводу строительства скоростной трассы Москва--Санкт-Петербург, не стала ввязываться в борьбу между защитниками Химкинского леса и чиновниками, которые настаивают на прокладке трассы именно через лесополосу. Фактически палата ограничилась лишь организаторскими функциями, предоставив площадку для дискуссии участвующим в конфликте сторонам и независимым экспертам. «Общественная палата имеет процедуру выработки единого мнения, однако сегодня мы этого делать не будем», -- расстроил лесозащитников, ждавших от ОП явно большего, секретарь палаты Евгений Велихов. Сами слушания прошли спокойно и без эксцессов. Зная, что итоговые документы попадут на стол президента Дмитрия Медведева, который, собственно, и был инициатором публичного обсуждения проекта и даже остановил ради этого активно проводившиеся работы по рубке, экологи и чиновники не стали вступать в полемику, а сосредоточились на изложении накопленных за время противостояния аргументов. Затем, не замечая друг друга, они разошлись ждать решения президента, который, как известно, обещал, что будут учтены и экономические, и экологические факторы.

Впрочем, на серьезные споры даже при большом на то желании у собравшихся вчера не было времени. Модератор собрания Евгений Велихов сразу предупредил, что выделяет на выступления всего по пять минут, иначе слушания выйдут за рамки отведенных на них весьма скромных двух часов. Да и по большому счету все аргументы в защиту или против оценивающегося в 66 млрд руб. проекта строительства 43-километрового участка шоссе от МКАД до поселка Грязи через Химкинский лес за последние недели озвучивались неоднократно.

Первым и, как оказалось, главным докладчиком был руководитель Федерального дорожного агентства («Росавтодор») Анатолий Чабунин. Взяв слово, чиновник попросил пришедших обратить внимание на обстоятельства, связанные со строительством трассы, «на которые можно оказать влияние и на которые оказать влияние нельзя». К последним г-н Чабунин относит постоянно увеличивающийся автомобильный парк Москвы (14% от всех транспортных средств страны), на который «существующая транспортная система Москвы просто не рассчитана». Кроме того, согласно расчетам «Росавтодора», к 2015 году Москва по уровню автомобилизации приблизится к европейским стандартам (600 автомобилей на 1000 жителей), и если новая дорога не будет построена, север Москвы и области в буквальном смысле остановится: повторение июньского транспортного коллапса на Ленинградском шоссе будет казаться не чрезвычайной ситуацией, а нормой жизни. По мнению главы «Росавтодора», ситуация, при которой разрешенная скорость движения в районе Химок -- 60 км/ч, а фактическая -- 10, недопустима и говорит об острой необходимости прокладки дублера Ленинградского шоссе. «Строительство нового участка позволит привести движение старого направления к нормативному», -- уверен глава «Росавтодора».

Альтернативные варианты прокладки дороги, которые были предложены защитниками Химкинского леса и независимыми экспертами, -- через район Молжаниново, вдоль Октябрьской железной дороги и посредством расширения старой Ленинградки -- чиновник отмел как «чрезмерно затратные, неэкологические и нерациональные». При этом глава «Росавтодора» попытался показать, что дорожники помнят об экологии. «Для смягчения отрицательного воздействия на окружающую среду предусмотрены многочисленные мероприятия стоимостью более 3 млрд руб.», -- уверял Анатолий Чабунин. В завершение выступления чиновник не забыл упомянуть о том политическом и экономическом уроне, который нанесет стране отказ от строительства трассы по прежнему проекту. Г-н Чабунин убежден, что приостановка строительных работ не только затормозит решение транспортной проблемы Москвы, но и ударит по инвестиционной привлекательности всей России. Все это в итоге, заключил он, может остановить развитие дорожной отрасли страны. Когда руководитель «Росавтодора» закончил, все от него ждали рассказала про обстоятельства, «которые можно преодолеть», но так и не дождались.

Другой представитель правительства -- замглавы Министерства природных ресурсов и экологии Игорь Майданов -- также вполне ожидаемо поддержал проект, назвав его самым продуманным из существующих. Министр транспорта Игорь Левитин в свою очередь тоже подтвердил, что «все документы на трассу есть и строится она в полном соответствии с законодательством».

В несколько иной тональности прозвучал доклад директора по коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Ольги Каменчук, которая, судя по всему, пыталась с цифрами в руках доказать необходимость строительства новой магистрали из сугубо гуманистических соображений, а попутно еще раз напомнить о высоком социальном значении проекта. Г-жа Каменчук привела данные обнародованного за три дня до слушаний опроса ВЦИОМ, согласно которым подавляющее большинство жителей и автомобилистов севера Москвы и Подмосковья выступают за скорейшую прокладку дороги и решение транспортной проблемы.

Лидер химкинских экологов Евгения Чирикова ответила г-же Каменчук цифрами из другого соцопроса, тоже опубликованного накануне слушаний. По данным независимого Аналитического центра им. Юрия Левады, 73% опрошенных химчан считает, что трасса должна пройти в обход Химкинского леса.

Г-же Чириковой отвели меньше времени, чем представителю «Росавтодора», и в своем выступлении она успела лишь сообщить, что «зеленые» не настаивают на затратном варианте строительства дороги. «Мы хотим, чтобы в планировании таких серьезных проектов, как дорога Москва--Санкт-Петербург, учитывался европейский принцип так называемого «бережного отношения к территории», когда для решения транспортных проблем используются уже существующие трассы», -- заявила лидер Движения в защиту Химкинского леса. Г-жа Чирикова к тому же убеждена, что скоростная магистраль, которой по планам дорожников должна стать дорога на Петербург, не может делать резкий крюк, поскольку в таком случае снижается допустимый режим скорости. Закончила г-жа Чирикова с вызовом: по ее словам, у президента Медведева, который приостановил вырубку Химкинского леса, нет иного выхода, кроме как пустить дорогу по альтернативному маршруту. «Если он принял такое решение (приостановить работы. -- Ред.), он уже не сможет обмануть ожидания граждан», -- взывала к президенту лидер Движения в защиту Химкинского леса.

Впрочем, г-н Медведев, очевидно, предвидел подобное давление. Объявляя о приостановке вырубки, он специально оговорился, что этим действием не предвосхищает результат общественных слушаний и окончательное решение по маршруту трассы. Апелляция к "ожиданиям граждан" в Кремле скорее будет воспринята как слабый аргумент в дискуссии по существу вопроса.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин посчитал нужным развеять мифы об имиджевых и экономических потерях России от приостановки строительных работ в Химках. По мнению г-на Блинкина, проект трассы на Петербург можно считать практически полностью государственным, так как, по его данным, «45% денег поступает из бюджета, остальные же 50% -- консолидированные средства отечественных Сбербанка и банка ВЭБ», предоставивших кредит инвестору -- Северо-Западной концессионной компании. «Иностранные инвестиции в этот проект пока ограничиваются техническим консультированием», -- уверяет эксперт.

Что же касается других вариантов прокладки трассы, то в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Блинкин заявил, что расширение Ленинградского шоссе не может являться альтернативным вариантом прокладки магистрали, поскольку «расширение это нужно сделать само собой». «Дублер при этом строить нужно, а решить проблему леса можно путем возведения эстакады, как это делается, например, в Швейцарии, где мнение экологов принято учитывать», -- огласил свое предложение научный руководитель НИИ транспорта, признав, что затраты на строительство будут существенно выше.

Выслушав стороны конфликта, академик Велихов призвал не провоцировать информационную войну, "аналогичную той, что была после аварии на Чернобыльской АЭС". При этом секретарь ОП дал понять, что никаких рекомендаций палата давать власти не намерена. Более профессионально разбирающийся в вопросах градостроительства член Общественной палаты Вячеслав Глазычев лишь призвал чиновников и экспертов еще раз более детально проанализировать альтернативные пути прокладки магистрали, «которые в отличие от правительственного проекта в ходе слушаний были представлены лишь частично».
Вячеслав КОЗЛОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.09.2010
ИТАР-ТАСС
Общественная палата не смогла выработать единой позиции по вырубке Химкинского леса
Общественная палата России, где вчера состоялись итоговые слушания по поводу строительства скоростной трассы Москва--Санкт-Петербург, не стала ввязываться в борьбу между защитниками Химкинского леса и чиновниками, которые настаивают на прокладке трассы именно через лесополосу... >>
//  читайте тему:  Защита Химкинского леса
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама