N°150
23 августа 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  23.08.2010
Не выразили удовлетворения
«Газпром» и минтопэнерго Украины по-разному оценили встречу после отпуска

Российско-украинские газовые переговоры, приостановленные на период отпуска главы «Газпрома» Алексея Миллера, возобновились 20 августа. По итогам встречи с министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко и председателем правления «Нафтогаза» Евгением Бакулиным пресс-служба российского концерна сообщила, что «стороны выразили удовлетворение ходом взаимодействия в рамках долгосрочных контрактов на поставку и транзит газа» и начали «новый раунд переговоров по созданию совместного предприятия». Однако минтопэнерго не проявило единодушия в оценках беседы: пресс-служба ведомства распространила заявление г-на Бойко о необходимости гарантий загрузки газотранспортной системы Украины со стороны «Газпрома».

«Мы хотим получить гарантии от «Газпрома», что будет достаточный объем транзита... Переговоры с Россией направлены на то, чтобы мы не остались в стороне транспортных потоков российского газа», -- отмечается в сообщении. И хотя открыто о пересмотре контракта, которым стороны якобы удовлетворены, он не сказал, это подразумевается. Дело в том, что подписанный в январе прошлого года (тогда премьером была Юлия Тимошенко) договор между «Газпромом» и «Нафтогазом», который действует до 2019 года включительно, таких гарантий не предусматривает. В тексте говорится о намерениях российской компании транспортировать через территорию Украины 110 млрд кубометров газа в год, но никаких санкций за уменьшение транзитного объема «Нафтогаз» применить не может. Это подтвердилось в прошлом году, когда из-за плохой внешней конъюнктуры транзитом по украинской ГТС прошло всего 95 млрд кубометров газа. Ожидается, что в этом году ситуация кардинально не изменится. Премьер-министр России Владимир Путин говорил, что транзит составит около 100 млрд кубометров. Этот прогноз может еще оказаться чересчур оптимистичным, так как европейские страны, импортирующие российский газ по данному направлению, испытывают определенные трудности с отбором топлива.

Впрочем, главные опасения Украины остаться с полупустой трубой носят среднесрочный характер и связаны с планами России экспортировать газ по другим маршрутам. Уже в следующем году должен быть введен газопровод «Северный поток». К моменту выхода на проектную мощность в 2013 году (55 млрд кубометров) Украина может лишиться сразу трети транспортируемого по ее территории газа. На сегодня из этого объема потребители законтрактовали чуть больше 20 млрд кубометров. При этом у «Газпрома» есть обязательства перед оператором проекта загружать новую трубу полностью. Кроме того, Москва продвигает проект строительства «Южного потока», который призван обойти Украину с юга. Этот газопровод может полностью лишить Киев былого транзитного величия.

Украинский премьер Николай Азаров в конце июля пытался заручиться поддержкой европейского комиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, чтобы совместными усилиями убедить Россию отказаться от «Южного потока». Брюссельский чиновник подтвердил, что для ЕС важнее другой перспективный проект -- Nabucco. Европу вполне устраивает и украинская труба для транспортировки российского газа, если Киев обеспечит надежность транзита. Но в Москве, похоже, так не считают и будут измерять надежность украинского транзита степенью контроля над газотранспортной системой этой страны. Отсюда и идея совместного предприятия «Газпрома» и «Нафтогаза» с внесением в него стратегических активов по добыче (со стороны России) и транспортировке газа (от Украины).

Новая украинская власть уже успела поменять свою позицию по отношению к трубе. Во время избирательной кампании нынешний президент Виктор Янукович говорил, что страна может остаться с ржавой пустой трубой и нужно обязательно возрождать международный консорциум по управлению и развитию ГТС. Недавно г-н Азаров высказал прямо противоположную позицию. «Мы должны получить гарантии транзита. В обмен на эти гарантии мы готовы рассмотреть вопросы участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС Украины, -- сказал премьер, добавив, что ГТС останется в собственности Украины. -- И я не думаю, что это удивит наших российских партнеров, ведь они понимают, что с таким ценным активом ни одно государство не хотело бы расстаться».

Это действительно так. Но иной страховки от новых транзитных кризисов, кроме получения контроля над газопроводами, Москва для себя не представляет. И если его не будет, то ставка на дорогостоящий и на сегодня абсолютно бессмысленный с экономической точки зрения проект «Южный поток» будет только подниматься.
Алексей ГРИВАЧ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.08.2010
«Газпром» и минтопэнерго Украины по-разному оценили встречу после отпуска
Российско-украинские газовые переговоры, приостановленные на период отпуска главы «Газпрома» Алексея Миллера, возобновились 20 августа... >>
  • //  23.08.2010
Прокуратура хочет оштрафовать «Аэрофлот»
Столичная транспортная прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте направила в Арбитражный суд Москвы заявление о привлечении авиакомпании «Аэрофлот» к административной ответственности за то, что та закрыла маршрут, оказавшийся нерентабельным... >>
  • //  23.08.2010
ВР и Transocean обвиняют друг друга в утаивании причин аварии
Едва ослабло давление на ВР со стороны американских властей, как официальные претензии к корпорации стали предъявлять бывшие партнеры... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама