N°147
18 августа 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 НОВОСТИ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.08.2010
DIRK BLEICKER
За жизнь
В Берлине открылся международный фестиваль Tanz im August

Ежегодный августовский фестиваль современного танца стартует в Берлине сегодня в обычной своей экспансивной манере. Для 38 проектов из 19 стран захвачены не только 14 сценических площадок, но и места совсем для танца непригодные вроде одной из витрин «Галери Лафайет», на которой уже несколько дней, рекламируя фестиваль, красуются клеенчатые клетчатые сумки челноков, битком набитые ширпотребом и рыночным фейком. Рядом с haute couture с 50-процентными сезонными скидками. Такова жизнь кочевников, мигрантов, торговцев культурными и некультурными ценностями, да всех, у кого есть дарованное от рождения право на свободу передвижения. К этой жизни и к этим декларациям Tanz im August в 2010 году решил повернуться лицом, определив в качестве своей главной темы «человеческие права».

Не так чтобы искусственно: по уверению организаторов, придумать «про что» и подверстывать подходящие спектакли не в правилах Tanz im August. С точностью до наоборот -- оглянулись, присмотрелись и обнаружили, что современный танец в самых разных точках планеты вдруг бросился разбираться с последствиями глобализации, колонизации, эмиграции и прочих процессов, до которых, как правило, дело есть только газетчикам. И не потому только, что последствия отвоеванных свобод не так однозначно хороши и ведут к новым табу и ограничениям, но и потому, что изменения эти касаются человеческого тела в частности. А это то, чем современный танец занимается непосредственно.

Главной метафорой исследуемых процессов, надо думать, станет проект Уильяма Форсайта Humans Writes -- в двухчасовом перфомансе танцовщики будут пытаться зафиксировать на бумаге слова из Всеобщей декларации прав человека 1948 года. На полотнах вряд ли появится что-то внятное -- скорее что-то вроде графических SOS, судорожно нацарапанных в буквальном смысле связанными по рукам и ногам артистами. Метаморфозам телесноcти и проблемам идентичности посвящен и спектакль Gardenia Алана Плателя. Хореограф знаменитой бельгийской компании С de la B выводит на сцену реальных трансвеститов и транссексуалов с их подлинными историями: актриса Ванесса ван Дурме когда-то была мужчиной, шесть других персонажей -- женщинами.

Личный опыт, документальность, картинки из повседневности и прямое участие в злободневных дискуссиях вроде споров вокруг запрета на ношения бурки, отразившихся в проекте Manta Хелы Фатуми и Эрика Ламуро, -- такой социальной ангажированности современный танец не демонстрировал давно. А жанр театр.doc с комментариями специалистов и свидетельскими показаниями самих жертв правовых ущемлений для contemporary dance и вовсе что-то новенькое. Проект Плателя -- что-то вроде документального мюзикла. Постановка Форсайта -- совместная работа с профессором Колумбийского университета, правоведом Кендаллом Томасом (указан в соавторах) -- перфоманс-инсталляция со свободно фланирующими зрителями. Не говоря уже о швейцарско-бельгийско-немецком мегапроекте To serve, исследующем социально-экономические аспекты женской эмиграции глобальнее некуда. Проект состоит из трех частей: спектакля, перфоманса и документального фильма, в котором записаны реальные истории индонезийских «рабынь-домохозяек», экспортирующих услуги, чтобы прокормить оставшиеся на родине семьи.

Это все не означает, что на самом крупном в Германии танцфестивале в этом году перестанут танцевать. Нет. Даже больше чем обычно. Потому что другая тенденция, обнаруженная Tanz im August, неожиданнее первой. Contemporarу dance занялся не только разговорами «за жизнь», но и увлекся историей. Как будто после смерти в прошлом году сразу двух титанов современной хореографии, Пины Бауш и Мерса Каннингема, обнаружил, что история у него вообще есть. И с этим колоссальным наследием надо что-то делать. Восстанавливать? Реконструировать? Записывать движения и сдавать в архив? Хореографы современного танца предпочитают другую терминологию. Это называется «вступать в диалог». В прошлом году Tanz im August уже показал интерпретацию культового спектакля американской постмодернистки Анн Халприн -- Parades&Changes, Replays. В этом году кроме фильма о 90-летней Халприн обещаны четыре проекта, посвященных Мерсу Каннингему. Один из них, 50 Years of Dance, французский хореограф Борис Шарматц делал вместе с танцовщиками Каннингема, взяв за основу 150 фотоснимков постановок компании за период с 1944 по 1994 год.

Элемент doc в исторических постановках, похоже, тоже важен. И здесь предпочитают живых свидетелей в соавторы и прямой контакт с публикой как тест на актуальность. Хореограф Ольга де Сото, например, жанр своего спектакля An Introduction о легенде немецкого танцтеатра Курте Йоссе и его постановке «Зеленый стол» определила как перфоманс-доклад. Почему бы и нет? Если, конечно, не скучно.

Третья тема фестиваля неизменна. Независимо от тенденций, настроений и готовности публики за это платить «молодых хореографов» на Tanz im August показывают всегда. В этом году в программе 17 новых имен. Большая часть -- выпускники школы знаменитой Анн Терез де Кирсмакер.
Ольга ГЕРДТ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.08.2010
BILL COOPER
«Дон Жуан» стал центральным событием Глайндборнского фестиваля
Спектакли на самом знаменитом оперном фесте Великобритании, основанном в 1934 году, начинают показывать с середины мая и продолжают без перерыва до конца августа. Потом следует короткая пауза на сентябрь, и в октябре марафон снова продолжается на основной площадке... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  18.08.2010
В Москве пройдет театральный фестиваль «Гаврош»
О том, что 2010 год -- Год Франции в России, парижане напоминают нам регулярно: нет еще, кажется, такого вида искусств, представители которого не привезли бы к нам в отечество что-нибудь любопытное. Теперь пришла очередь детских театров: объявлена программа фестиваля «Гаврош», что пройдет с 17 по 26 сентября в Москве... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  18.08.2010
DIRK BLEICKER
В Берлине открылся международный фестиваль Tanz im August
Ежегодный августовский фестиваль современного танца стартует в Берлине сегодня в обычной своей экспансивной манере. Для 38 проектов из 19 стран захвачены не только 14 сценических площадок, но и места совсем для танца непригодные вроде одной из витрин «Галери Лафайет»... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  18.08.2010
Смотрите с 19 августа на экранах Москвы
«Скотт Пилигрим против всех» (США, 2010, Эдгар Райт). Первый голливудский проект невероятно одаренного британца Райта («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые»), экранизация графических романов Брайана Ли О'Мэйли. Двадцатидвухлетний Пилигрим... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама