|
|
N°147, 18 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За жизнь
В Берлине открылся международный фестиваль Tanz im August
Ежегодный августовский фестиваль современного танца стартует в Берлине сегодня в обычной своей экспансивной манере. Для 38 проектов из 19 стран захвачены не только 14 сценических площадок, но и места совсем для танца непригодные вроде одной из витрин «Галери Лафайет», на которой уже несколько дней, рекламируя фестиваль, красуются клеенчатые клетчатые сумки челноков, битком набитые ширпотребом и рыночным фейком. Рядом с haute couture с 50-процентными сезонными скидками. Такова жизнь кочевников, мигрантов, торговцев культурными и некультурными ценностями, да всех, у кого есть дарованное от рождения право на свободу передвижения. К этой жизни и к этим декларациям Tanz im August в 2010 году решил повернуться лицом, определив в качестве своей главной темы «человеческие права».
Не так чтобы искусственно: по уверению организаторов, придумать «про что» и подверстывать подходящие спектакли не в правилах Tanz im August. С точностью до наоборот -- оглянулись, присмотрелись и обнаружили, что современный танец в самых разных точках планеты вдруг бросился разбираться с последствиями глобализации, колонизации, эмиграции и прочих процессов, до которых, как правило, дело есть только газетчикам. И не потому только, что последствия отвоеванных свобод не так однозначно хороши и ведут к новым табу и ограничениям, но и потому, что изменения эти касаются человеческого тела в частности. А это то, чем современный танец занимается непосредственно.
Главной метафорой исследуемых процессов, надо думать, станет проект Уильяма Форсайта Humans Writes -- в двухчасовом перфомансе танцовщики будут пытаться зафиксировать на бумаге слова из Всеобщей декларации прав человека 1948 года. На полотнах вряд ли появится что-то внятное -- скорее что-то вроде графических SOS, судорожно нацарапанных в буквальном смысле связанными по рукам и ногам артистами. Метаморфозам телесноcти и проблемам идентичности посвящен и спектакль Gardenia Алана Плателя. Хореограф знаменитой бельгийской компании С de la B выводит на сцену реальных трансвеститов и транссексуалов с их подлинными историями: актриса Ванесса ван Дурме когда-то была мужчиной, шесть других персонажей -- женщинами.
Личный опыт, документальность, картинки из повседневности и прямое участие в злободневных дискуссиях вроде споров вокруг запрета на ношения бурки, отразившихся в проекте Manta Хелы Фатуми и Эрика Ламуро, -- такой социальной ангажированности современный танец не демонстрировал давно. А жанр театр.doc с комментариями специалистов и свидетельскими показаниями самих жертв правовых ущемлений для contemporary dance и вовсе что-то новенькое. Проект Плателя -- что-то вроде документального мюзикла. Постановка Форсайта -- совместная работа с профессором Колумбийского университета, правоведом Кендаллом Томасом (указан в соавторах) -- перфоманс-инсталляция со свободно фланирующими зрителями. Не говоря уже о швейцарско-бельгийско-немецком мегапроекте To serve, исследующем социально-экономические аспекты женской эмиграции глобальнее некуда. Проект состоит из трех частей: спектакля, перфоманса и документального фильма, в котором записаны реальные истории индонезийских «рабынь-домохозяек», экспортирующих услуги, чтобы прокормить оставшиеся на родине семьи.
Это все не означает, что на самом крупном в Германии танцфестивале в этом году перестанут танцевать. Нет. Даже больше чем обычно. Потому что другая тенденция, обнаруженная Tanz im August, неожиданнее первой. Contemporarу dance занялся не только разговорами «за жизнь», но и увлекся историей. Как будто после смерти в прошлом году сразу двух титанов современной хореографии, Пины Бауш и Мерса Каннингема, обнаружил, что история у него вообще есть. И с этим колоссальным наследием надо что-то делать. Восстанавливать? Реконструировать? Записывать движения и сдавать в архив? Хореографы современного танца предпочитают другую терминологию. Это называется «вступать в диалог». В прошлом году Tanz im August уже показал интерпретацию культового спектакля американской постмодернистки Анн Халприн -- Parades&Changes, Replays. В этом году кроме фильма о 90-летней Халприн обещаны четыре проекта, посвященных Мерсу Каннингему. Один из них, 50 Years of Dance, французский хореограф Борис Шарматц делал вместе с танцовщиками Каннингема, взяв за основу 150 фотоснимков постановок компании за период с 1944 по 1994 год.
Элемент doc в исторических постановках, похоже, тоже важен. И здесь предпочитают живых свидетелей в соавторы и прямой контакт с публикой как тест на актуальность. Хореограф Ольга де Сото, например, жанр своего спектакля An Introduction о легенде немецкого танцтеатра Курте Йоссе и его постановке «Зеленый стол» определила как перфоманс-доклад. Почему бы и нет? Если, конечно, не скучно.
Третья тема фестиваля неизменна. Независимо от тенденций, настроений и готовности публики за это платить «молодых хореографов» на Tanz im August показывают всегда. В этом году в программе 17 новых имен. Большая часть -- выпускники школы знаменитой Анн Терез де Кирсмакер.
Ольга ГЕРДТ