N°98
08 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.06.2009
«Узбекская» проблема ОДКБ
Идея создания Коллективных сил под угрозой провала

версия для печати
На финишную прямую вышел процесс подготовки очередного саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ, который состоится в ближайшее воскресенье в Москве. Ожидается, что к этой встрече удастся доработать для подписания главами государств соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Принципиальное решение об этом было принято на предыдущем саммите ОДКБ в Москве 4 февраля. Сама же идея активизировать военное сотрудничество в рамках организации была инициирована российским руководством почти год назад, в сентябре 2008 года на саммите ОДКБ в Душанбе. Однако идея создания Коллективных сил натолкнулась на серьезные препятствия. Они возникли еще на февральском саммите, где особое мнение по поводу КСОР было выражено президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Он высказался против участия страны в структурах Коллективных сил. Причем не только армейских подразделений, но и спецслужб -- сил нацбезопасности, МВД, МЧС...

За прошедшие четыре месяца «узбекскую» проблему снять так и не удалось. Не помог и визит в Ташкент 21--22 мая генсека ОДКБ Николая Бордюжи. Узбекский лидер не принял российского генерала. А на прошлой неделе, после совещания в Москве министров обороны семерки ОДКБ, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, генерал Бордюжа сообщил уже о новых затруднениях в своей работе. По его словам, задержка с оформлением соглашения о создании КСОР вызвана особыми позициями Узбекистана и Армении. «Есть несколько расхождений между шестью государствами ОДКБ и Узбекистаном по вопросу функционирования КСОР, -- отметил генсек ОДКБ. -- Кроме того, Армения настаивает на установлении более конкретных сроков готовности этих сил».

Что касается последнего «затруднения», то, как заявил «Времени новостей» на условиях анонимности высокопоставленный представитель МИД Армении, в Ереване «вызвали недоумения приписываемые генсеку ОДКБ слова, ни о каком торможении со стороны Армении процессу создания КСОР говорить не приходится». «Другое дело, -- сказал источник, -- что в Ереване не могут не интересоваться вполне логичным вопросом, а какой будет реакция ОДКБ в случае нападения на Армению ее восточного соседа (Азербайджана. -- Ред.)». «Ответ, который мы слышим в кулуарах ОДКБ (реакция будет сдержанной или, точнее, нейтральной), нас, мягко говоря, не сильно удовлетворяет», -- заключает высокопоставленный армянский дипломат.

Официальная реакция Ташкента на упреки генерала Бордюжи неизвестна. Вместо этого позицию узбекского руководства разъяснил Интерфаксу высокопоставленный военно-политический источник в России, изложивший четыре условия, на которых Узбекистан мог бы присоединиться к Коллективным силам ОДКБ. Во-первых, Ташкент настаивает, чтобы решения о применении Коллективных сил принимались на основе консенсуса, а не простым большинством голосов стран ОДКБ. Во-вторых, Узбекистан требует, чтобы подразделения КСОР не отправлялись в другие государства, если это противоречит национальному законодательству. В-третьих, Ташкент требует запрета на участие подразделений КСОР в разрешении конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ. В-четвертых, он считает, что соглашение о КСОР должно вступить в силу не сразу после подписания, а лишь после ратификации всеми странами-участницами.

Если проанализировать эти четыре условия, то легко обнаружить, что некоторые из них с готовностью поддержат и некоторые другие члены ОДКБ. Скажем, второй пункт, где говорится о законодательном запрете отправлять своих солдат для участия в военных действиях за пределами страны, в полной мере относится к Белоруссии. Точно так же, очевидно, что этот подход разделяется и Арменией. Логичным выглядит условие консенсуса при принятии решений, иначе тот же Узбекистан теоретически против своего желания может оказаться объектом оказания военной «помощи» со стороны соседей. Как раз именно подобный сценарий, видимо, больше всего и беспокоит Ташкент, о чем свидетельствует третье условие.

Идея создания КСОР (и об этом не раз говорилось вслух в ходе различных встреч в форматах ОДКБ) в первую очередь была обусловлена высоким конфликтным потенциалом в Центральной Азии. Напомним, что о создании Коллективных сил заговорили на августовском саммите, сразу после российско-грузинской войны. Москве тогда удалось добиться от союзников осуждения действий Грузии в Южной Осетии и Абхазии. Возможно, в Кремле такую поддержку сочли достаточным основанием для укрепления военной составляющей сотрудничества. Однако несколько строчек в итоговом документе Душанбинского саммита с «осуждением» Тбилиси оказались максимальным проявлением солидарности с Россией по кавказскому вопросу, дипломатического признания независимости Абхазии и Южной Осетии ни одним из остальных членов ОДКБ так и не последовало.

Между тем в этих условиях, настойчивое стремление Москвы создать некий совместный с партнерами военный кулак, несмотря на явное противодействие Ташкента, рождает удивительные конспирологические версии. Скажем, в грузинской прессе на полном серьезе утверждается, что вооруженные нападения и взрывы, происшедшие 26 мая в Андижанской области Узбекистана, рядом с киргизской границей, могли быть инспирированы российскими спецслужбами. Цель простая -- «продемонстрировать Ташкенту, чем чревата его самостоятельность».

Помнится, в 2006 году, в те дни, когда в Кремле не скрывали своего удовлетворения возвращением Узбекистана в лоно ОДКБ, один многоопытный российский чиновник, в течение долгих лет руководивший одной из структур СНГ, грустно заметил корреспонденту «Времени новостей»: «Мы еще пожалеем об этой «победе», ведь вместе с Узбекистаном мы вносим в ОДКБ и все его проблемы в отношениях с соседями». Похоже, это время настало.
Аркадий ДУБНОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.06.2009
Россия нашла в Белоруссии слабое место
В российско-белорусских отношениях растет напряженность. Белоруссия недовольна сокращением российской экономической поддержки и упрекает Москву в посягательстве на свой суверенитет. Эта ситуация станет предметом обсуждения на высшем уровне... >>
//  читайте тему:  Россия и Белоруссия
  • //  08.06.2009
В Москве 9 июня встретятся главы правительств России, Белоруссии и Казахстана для переговоров по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС... >>
  • //  08.06.2009
Идея создания Коллективных сил под угрозой провала
На финишную прямую вышел процесс подготовки очередного саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ, который состоится в ближайшее воскресенье в Москве. Ожидается, что к этой встрече удастся доработать для подписания главами государств соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР)... >>
  • //  08.06.2009
Британские лейбористы предпочтут «медленную смерть»
Британский премьер 58-летний Гордон Браун оказался в критической ситуации. Весь год его авторитет среди граждан таял, как снег на весеннем солнце. Свою руку к падению премьерского рейтинга приложил экономический кризис. Но, как полагают здешние аналитики, главная причина все-таки в самом Брауне... >>
  • //  08.06.2009
Несмотря на экономический кризис, количество российских туристов, приезжающих на отдых в Израиль, начинает расти. В марте этого года еврейское государство посетило около 24 тыс. россиян -- столько же, сколько в марте 2008 года... >>
//  читайте тему:  Россия и Израиль
  • //  08.06.2009
На открывающейся 15 июня сессии совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) будет заслушан доклад его гендиректора Мухаммада аль-Барадеи по атомным программам Ирана и Сирии. Пока документ остается закрытым, но утечки в СМИ проясняют его основные выводы... >>
  • //  08.06.2009
Сегодня станут известны итоги парламентских выборов, прошедших вчера в Ливане при высокой явке. На 128 депутатских мандатов претендовали 580 соискателей... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама