N°96
04 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.06.2009
Владимир Opel
Автозаводы концерна в Европе могут быть демонтированы и вывезены в Россию

версия для печати
В драматичной истории спасения немецкого автопроизводителя Opel заметно спадает напряжение последних недель. В заявлениях германских политиков, непосредственно причастных к принятию решения о передаче в австро-канадско-российские руки находящегося на грани банкротства концерна, слышны ноты надежды хотя бы на ближайшее будущее. Эти чувства стараются поддерживать и сами новые владельцы Opel. Представитель одного из них, глава правления Magna Зигфрид Вольф, вчера выступил с неким подобием тронной речи в штаб-квартире Opel в Рюссельсхайме, в которой озвучил ближайшие намерения нового руководства. Г-н Вольф, дабы развеять существующие в Европе многочисленные сомнения в серьезности намерений консорциума Magna--Сбербанк, подчеркнул, что надеется на «очень, очень скорое» завершение переговоров по Opel, в результате которых последний перейдет в его собственность. «В ближайшие недели предстоит выяснить важнейшие детали, -- сказал он. -- Не позднее конца сентября переход должен быть доведен до завершения».

Незадолго до этого г-н Вольф совместно с шефом General Motors Europe Карлом Петером Форстером, которому, как предполагается, и предстоит взять в свои руки штурвал управления автоконцерном, и главой совета предприятия Клаусом Францем представили представителям трудящихся планы по передаче предприятия новым хозяевам. Структуры нового менеджмента предприятия из Opel и его родственной марки в Великобритании Vauxhall будут готовы приблизительно в течение четырех-пяти недель. Возглавлять команду создателей новой структуры поручено лично г-ну Форстеру.

Относительно волнующего всех вопроса о сохранности производственных площадок Opel в некоторых европейских странах г-н Франц пока не смог сказать ничего вразумительного: дескать, переговоры о будущем заводов в бельгийском Антверпене, британском Лутоне и немецком Бохуме являются «крепкими орешками».

Тем не менее владелец Magna, а в скором времени и законный совладелец Opel Франк Штронах строит планы вывода этой автомарки из нынешнего опасного пике. Через четыре года, пообещал этот 76-летний австро-канадский бизнесмен, Opel начнет снова приносить прибыль. Как рассчитывает г-н Штронах, переструктурированный автопроизводитель за три года благодаря палитре новых моделей выйдет из зоны убытков, а с четвертого года станет работать с прибылью. В бизнес-концепции г-на Штронаха предусмотрен с конца года экспорт автомобилей Opel в Канаду. А в последующие годы он, видимо, намерен пересадить на машины этой марки добрую часть жителей Страны кленового листа: там ее новые хозяева обещают наладить собственное производство. Когда это случится, никто, включая и самого г-на Штронаха, не знает. Как сказал представитель Magna, «данный временной пункт не определен». Однако точно определено, что автомобили марки Opel не будут предназначаться для рынка США. Г-н Штронах пообещал пока еще материнской компании Opel -- концерну General Motors -- своей продукцией не создавать конкуренции на этом рынке. «Правда, через пару лет все может измениться», -- вместе с тем допустил босс Magna.

На фоне происходящего немецкие политики как бы замерли в ожидании дальнейших шагов Magna--Cбербанка. Представители первой части этого, как здесь говорят, «странного» консорциума участвовали в самых ответственных этапах принятия решения по Opel в конце прошлой недели и даже встречались с глазу на глаз с федеральным канцлером. Потенциально причастных к сделке «русских» ни в Берлине, ни в Рюссельсхайме пока никто не видел. И это порождает всевозможные домыслы и порой экстремальные кривотолки. Типичным образцом этого может служить заключение, выпущенное Neuro System Datenverarbeitung (NSD), авторитетной швейцарской компанией из Воллерау, специализирующейся на перспективных рыночных прогнозах. Спасение Opel, случившееся всего за два дня после объявления неплатежеспособности его материнской компании General Motors, может оказаться пирровой победой, говорится в анализе NSD. Дело в том, что вместе с Magna в бизнес входят также и Сбербанк и автопроизводитель ГАЗ из России. А в этой «констелляции» швейцарские эксперты усматривают реальную опасность для Opel. Она главным образом в том, что шеф Magna Франк Штронах планирует вывести Opel на российский рынок с помощью своего друга Олега Дерипаски и принадлежащего ему ГАЗа. Сам ГАЗ, как пишет NSD, располагает лишь устаревшим технологическим оборудованием и долгами на 900 млн евро. К тому же российские автомобили настолько непопулярны у самих россиян, что правительству пришлось пойти на повышение импортных таможенных пошлин на иностранные автомобили. Исходя из этого, считают аналитики швейцарской Neuro System Datenverarbeitung, произведенные в Западной Европе машины Opel были бы слишком дорогими для массового российского рынка. А на модернизацию заводов ГАЗ денег нет. Логичным выводом из этого, с точки зрения швейцарцев, был бы демонтаж и вывоз современного сборочного оборудования Opel с западноевропейских заводов автоконцерна «на восток». «В таком случае, -- говорится в документе NSD, -- русские рабочие будут дешево производить автомобили, не подлежащие таможенным сборам, а их западноевропейские коллеги будут стоят перед пустыми производственными цехами». Этот не такой уж нереальный сценарий возможного дальнейшего развития сделки по передаче автопроизводителя Opel консорциуму Magna--Сбербанк наглядно демонстрирует, какими неприятностями может обернуться вмешательство государства в экономическую систему. «Инвесторы в таких случаях могут очень быстро столкнуться с горьким разочарованием», -- заключают швейцарские эксперты.

Федеральный министр Карл Теодор цу Гуттенберг до сих пор, несмотря на его формальное согласие на сделку по Opel, данное под нажимом канцлера Меркель, придерживается точно такой же позиции. Он был первым, кто открыто заговорил о «странном» консорциуме, выступающем под маркой Magna, за которой скрывается государственный российский Сбербанк или, иными словами, Кремль.

«Барон из Баварии», как цу Гуттенберга когда-то назвал Герхард Шредер, даже позволил себе каламбур: дескать, из концерна Adam Opel (это официально зарегистрированное название предприятия) в конце концов возникнет «Владимир Opel». Поэтому глава минэкономики в Берлине настаивал на альтернативном решении, которое облегчило бы для Opel путь в будущее без миллиардных государственных подпорок. Процесс банкротства под эгидой государства, так, как это происходит сегодня в США с General Motors, мог бы продемонстрировать немцам, что в соответствии с принципами социального рынка в банкротстве может зародиться новое начало. Если бы Opel пережил упорядоченный процесс банкротства, то жертвы пришлось бы приносить всем -- кредиторам, нынешним и будущим владельцам концерна, пенсионерам и, разумеется, персоналу. Но и при нынешней схеме Magna & Co. повсеместно «рационализирует» не менее 11 тыс. рабочих мест.
Юрий ШПАКОВ, Берлин

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.06.2009
Автозаводы концерна в Европе могут быть демонтированы и вывезены в Россию
В драматичной истории спасения немецкого автопроизводителя Opel заметно спадает напряжение последних недель. В заявлениях германских политиков, непосредственно причастных к принятию решения о передаче в австро-канадско-российские руки находящегося на грани банкротства концерна, слышны ноты надежды хотя бы на ближайшее будущее... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  04.06.2009
GM почти договорилась о продаже бренда компании Tengzhong
Крупнейший автопроизводитель США General Motors Corp. (GM), в понедельник подавший заявление о добровольном банкротстве, уже нашел покупателя на свое подразделение Hummer... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  04.06.2009
На конференции в Баку готовятся к экспорту газа в разных направлениях
Сегодня-завтра Азербайджан и Турция намерены завершить переговоры о пересмотре цен на газ, который поставляется в рамках первой фазы освоения месторождения «Шах-Дениз»... >>
  • //  04.06.2009
ФАС и Минэнерго готовят новую редакцию правил недискриминационного доступа к нефтепроводам
В июле на рассмотрение правительства должен поступить доработанный свод правил, призванный обеспечить равные права для всех экспортеров по доступу к трубопроводной системе «Транснефти». Впрочем, пока между позициями ответственных ведомств остается неразрешенным целый ряд существенных противоречий... >>
  • //  04.06.2009
ФРС выдвигает банкам новые условия возврата госсредств
Банкам будет нелегко избавиться от клейма получателей помощи из средств налогоплательщиков. Федеральная резервная система США потребовала от компаний, которые хотят вернуть долги правительству, увеличить объем капитала.... >>
//  читайте тему:  Банки
  • //  04.06.2009
Внешэкономбанк разместил валютные облигации на 2 млрд долларов
Внешэкономбанк разместил вчера на ММВБ дебютный выпуск своих валютных облигаций в полном объеме на 2 млрд долл. По официальным данным, срок обращения бумаг составляет один год, ставка первого купона определена на уровне 2,24% годовых (шестимесячный LIBOR+1%), доход выплачивается два раза в год... >>
  • //  04.06.2009
«Роснефть» впервые обошла ЛУКОЙЛ по чистой прибыли
Чистая прибыль «Роснефти» оказалась более чем вдвое выше прибыли ЛУКОЙЛа, согласно опубликованной отчетности компаний за первый квартал текущего года... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама