N°63 14 апреля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Евгений Гришковец: Либо ты правдив, либо нет
Только что состоялась премьера спектакля «Дом», а Евгений ГРИШКОВЕЦ уже готовит новый моноспектакль «+1», который собирается показать в Москве в начале мая. После семи лет занятий только литературой у него явно начинается новый театральный этап.
С Евгением Гришковцом о его отношении к зрителям, читателям и нелегком труде драматурга побеседовала Елена ЛАЗАРЕВА. -- Почему ваш новый спектакль повторяет название фильма «Плюс один»? -- Мое название пишется не словами, а в графике -- «+1». И название, и этот моноспектакль я придумал задолго до фильма «Плюс один» (я работаю над ним больше трех лет). И решил, что если в фильме будет внятно сформулировано, почему он так называется, я придумаю для себя другое название. Но, посмотрев фильм, решил оставить все как есть. -- Что служит вам творческим импульсом в работе? Желание что-нибудь написать? -- Желание -- это непрофессионально. Возникает замысел, который может быть воплощен только в виде моноспектакля, книги, пьесы или сценария. -- Вам никогда не хотелось сочинить детектив или фантастический роман? -- Я хотел бы написать детектив, фантастику или что-то интересное для своих детей, но я могу писать и говорить только о том, что мне хорошо известно, о том, что мною пережито. Я пытаюсь быть точным. -- И всегда стараетесь быть искренним? -- Слово «стараетесь» здесь абсолютно не подходит. Либо ты правдив, либо нет. Если я нахожу способ художественного освоения того, что мною пережито, то появляется художественное произведение. По-другому работать не умею. -- На ваше творчество влияет все, что происходит вокруг? -- Конечно, это неизбежно на меня влияет. Я считываю настроения людей, среди которых я живу. -- Как бы вы оценили нынешнюю культурную ситуацию в России? -- Мне очевидно отсутствие культурного процесса, полное отсутствие даже не художественного языка, а обычного, на котором можно писать и говорить. И отсутствие героя, литературного и театрального. Но этот процесс происходит во всем мире. Фильмы, в нынешнем году номинированные на «Оскара», говорят о том же самом. Если режиссер снимает фильм о 50-х годах или переносит действие в Индию или Китай, его сложно оценивать с точки зрения подлинности. Почему так? Не знаю. -- Вам часто приходилось делать выбор? -- По-моему, ситуация выбора -- это ужасная ситуация. Обычно человек живет так, что ему выбор делать не нужно. Перед выбором его всегда ставят другие люди, и он оказывается в ситуации несвободы. Я стараюсь ничего не выбирать -- это моя жизненная позиция. -- Следуете ли вы какому-нибудь религиозному или философскому учению? -- Я боюсь того, что происходит с людьми, которые начинают им следовать. -- Но все же как человек верующий стараетесь избегать конфликтов? -- Можно сказать и так. Но не любой ценой. Есть вещи, к которым я не могу относиться лояльно или компромиссно. Их довольно много. Например, если человек жестоко относится к детям. Не переношу национализма или шовинизма. Меня раздражает демагогия, некомпетентность, самоуверенность, трусость, жадность и нытье. -- Вы пишете медленно или быстро? Сколько времени вы обычно проводите за рабочим столом? -- Если пишу прозу, то часов по семь-восемь в день. Так я писал роман «Асфальт»: иногда вставал, отходил от стола, потом снова возвращался. Над текстом моноспектакля обычно работаю по три-четыре часа в день, не больше. Это очень утомительно. Я хорошо знаю, что такое тяжелый физический труд, но даже с ним эта работа несоизмерима. Текст до предела насыщен мыслями, я ищу точные слова. Ночами не могу уснуть, в голове все время что-то варится... -- Не знала, что вы занимались тяжелым физическим трудом. Что вы делали тогда? -- Что-то строил... -- Зачем вам это было нужно? -- Хотел заработать денег, трудиться и никому ничем не быть обязанным. Не писать, не играть, а просто жить своим внутренним миром, работать каждый день и быть кому-то полезным. Ужасно наивно. -- Сейчас вы могли бы чем-то заниматься ради заработка? -- Моя работа зависит только от наличия или отсутствия замысла. Не будет замысла ни в одном направлении -- не буду делать ничего. Я не стану делать что-то по привычке или по той причине, что нужно заработать денег. -- А если нечем будет кормить семью? -- Задайте мне этот вопрос, если у меня не будет ни одного замысла. -- К каким читателям вы обращаетесь, когда пишете в свой интернет-блог? -- К моим знакомым, живущим в разных городах, которые каждый день заглядывают в Интернет. И к тем, кто читает мой блог, не оставляя комментариев и не регистрируясь. Статистика показывает, что его за день прочитывает до 150 тыс. человек. Некоторые что-то пересылают друзьям или цитируют. -- А если сочиняете пьесу или моноспектакль? -- Когда я пишу пьесу, которую отдам для постановки в театр, я представляю себе не зрителя, а актера, который будет произносить мой текст. И еще думаю о том, чтобы у режиссера, который будет ставить мою пьесу, не было причин бороться со мной как с автором. Работая над моноспектаклем, представляю себе пару десятков близких мне людей. -- Читаете ли вы кому-то эти тексты до того, как выйдете на сцену? -- Читаю жене, друзьям, иногда, если шесть часов сижу рядом с кем-нибудь в самолете, могу прочесть ему какой-то фрагмент. -- А к критике прислушиваетесь? -- Я читаю текст не для того, чтобы что-то проверить. Надо показывать только то, что наверняка понравится человеку или произведет на него впечатление. -- Интересно, вы когда-нибудь вернетесь к моноспектаклю «Как я съел собаку»? -- Я сыграю его в Москве в ноябре, когда исполнится десять лет со дня первого показа. Потом будут гастроли в разных городах. |
«Гран Торино» Клинта Иствуда на московских экранах Уолт Ковальский (Клинт Иствуд) пусть и польского происхождения, но все равно стопроцентный американец -- высокий и прямой, как древко государственного флага, воевал в Корее, получил звезду героя, потом вернулся, пошел работать на завод Форда и в 1972 году прямо на конвейере прикрутил руль к автомобилю «Гран Торино спорт»... >>
Только что состоялась премьера спектакля «Дом», а Евгений ГРИШКОВЕЦ уже готовит новый моноспектакль «+1», который собирается показать в Москве в начале мая. После семи лет занятий только литературой у него явно начинается новый театральный этап... >>
«Дом» Гришковца в «Школе современной пьесы» Спектакль по пьесе Евгения Гришковца «Дом», написанной в соавторстве с начинающей писательницей из Иркутска и студенткой ВГИКа Анной Матисон по заказу театра, начинается с того, что закрывается занавес. Местом действия режиссер Иосиф Райхельгауз назначил не сцену, а зрительный зал... >>
Мировой новый джаз и его московские даты В минувший уикенд прошел двухдневный французский фестиваль «Ле джаз» -- первое ежегодное мероприятие агентства «Артмания», которому в этом году исполнилось пять лет... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|