N°49
25 марта 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.03.2009
Лебединые песни
Академическая музыка в записи

Если последнее сочинение Оливье Мессиана "Озарения потустороннего мира" записывалось считанное количество раз, то "Песнь о земле" Густава Малера насчитывает десятки записей. Однако на китайском языке Малера до сих пор не пели, а прославленный Венский филармонический оркестр прежде к Мессиану практически не обращался. Поэтому обе новые записи представляют несомненный интерес. Между последним сочинением Мессиана и одним из предсмертных шедевров Малера мало общего, хотя парадоксальным образом оба творения европейских композиторов связаны с Америкой. "Озарения" написаны в конце ХХ века по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра -- того самого, которым в начале столетия руководил Малер, когда писал "Песнь о земле".

Густав Малер. "Песнь о земле" (BIS). Работая директором и дирижером Королевской оперы в Будапеште, Малер боролся за исполнение опер на венгерском языке, понятном местному населению. По тем временам это был весьма передовой подход, хотя с тех пор вроде бы все согласились с тем, что вокальные сочинения создаются с расчетом на музыку того или иного языка и потому должны исполняться на языке оригинала. В то же время, например, существует Английская национальная опера, где по-английски поют Моцарта, Верди, Берга и Яначека. Оба пути имеют право на существование, и нет ничего удивительного в том, что вокальную симфонию Малера "Песнь о земле" наконец решили записать на китайском языке. Ведь в основу этого шедевра легла именно китайская поэзия, хотя Малер знакомился с ней по немецкому пересказу французского перевода.

Начинать знакомство с "Песней о земле" с этой записи не стоит, но если вы слышали хотя бы два-три исполнения малеровской лебединой песни на ее родном, немецком языке, то можете рискнуть. Вначале полный шок: Сингапурский симфонический оркестр играет великолепно, певцы Нинь Лян и Уоррен Мок ничуть не уступают именитым европейским коллегам, но китайский язык, если только вы его не изучали, заставляет вас до боли знакомую музыку воспринимать как марсианскую. И все же в финале происходит чудо: "Прощание" -- последняя часть, по поводу которой Малер опасался, не будет ли она побуждать слушателей к самоубийству, настолько завораживает зловещими соло гобоя, флейты, фагота, что незнакомый язык уходит на второй план, ничуть не мешая воспринимать музыку одну из лучших на свете.

Оливье Мессиан. "Озарения потустороннего мира" (Kairos). В годы работы в Гамбургской опере дирижер Инго Мецмахер прославился не только яркими постановками, но и новогодним циклом "Кто боится музыки ХХ века". В его рамках состоялось шесть вечеров, идея которых была позаимствована у знаменитых Венских новогодних концертов. Только вместо вальсов, маршей и полек оркестр играл короткие пьесы Шостаковича, Прокофьева, Айвза, Адамса, Пярта, Гершвина. Так Венский филармонический оркестр служил Мецмахеру объектом добродушной пародии. Теперь же маэстро, превратившийся из молодого радикала в одного из ярчайших дирижеров Европы, естественным образом попал за пульт прославленного коллектива.

Первым плодом их сотрудничества стала запись сочинения Оливье Мессиана "Озарения потустороннего мира", сделанная к столетию композитора (оно отмечалось три месяца назад). В предсмертном сочинении гения и вправду есть что-то потустороннее, в частности необычно звучащая оркестровка: помимо струнных, медных и ударных -- десять флейт, десять кларнетов, четыре фагота и три гобоя. Здесь почти нет контрастов и громких всплесков, по преимуществу это негромкая и неспешная музыка, особенно в интерпретации Мецмахера, чьи темпы еще медленнее общепринятых. Своеобразная антитеза завещанию Малера: тоже прощание, но умиротворенное, без надрыва и даже не без улыбки.
Илья ОВЧИННИКОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  25.03.2009
Завершено издание прижизненной пушкинианы
Появление заключительной книги четырехтомника «Пушкин в прижизненной критике» (СПб., Государственный пушкинский театральный центр; серия «Пушкинская премьера», 2008; общая редакция Екатерины Ларионовой) свидетельствует о том, что хотя бы некоторые наши «замыслы с размахом» могут доводиться до конца... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  25.03.2009
Фестиваль «Возвращение» создал свой «Детский альбом»
Участники ежегодного январского фестиваля камерной музыки «Возвращение» (гобоист Дмитрий Булгаков, скрипачи Роман Минц и Борис Бровцын, виолончелист Евгений Тонха, флейтистка Мария Федотова и пианист Александр Кобрин) благотворительным концертом в Рахманиновском зале Консерватории представили проект «Возвращение. Детский альбом»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  25.03.2009
Академическая музыка в записи
Если последнее сочинение Оливье Мессиана "Озарения потустороннего мира" записывалось считанное количество раз, то "Песнь о земле" Густава Малера насчитывает десятки записей... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  25.03.2009
Смотрите с 26 марта на экранах Москвы
"Рестлер" (США, 2008, Даррен Аранофски). Профессиональный рестлер Рэнди Робинсон по прозвищу Таран (Микки Рурк) после инфаркта, полученного прямо на ринге, изо всех сил пытается жить вне привычного ремесла, но необоримая сила снова и снова тянет его обратно... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика