N°42 16 марта 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Бурная заводь Мариинский театр объявил программу двух фестивалей
Художественный руководитель -- директор Мариинского театра Валерий Гергиев, разумеется, в курсе, что на дворе всемирный кризис: к примеру, только что он узнал, что даже Metropolitan, мощнейший оперный дом, сокращает планы постановок, потому «я с большой долей опаски объявляю программу». Однако, полагает маэстро, здоровому организму холодный душ, каковым стал кризис, только на пользу.
Мариинский театр -- организм не просто здоровый, но могучий. В прошлом году он дал четыреста спектаклей и концертов дома и еще двести на гастролях и заработал на этом 20 млн долл. И не такой характер у г-на Гергиева, чья фамилия давно стала синонимом грандиозности, а также всяческих бури и натиска, чтобы сбавлять обороты. Тем более что, как признается худрук, он понял бы правительство, если б оно, в числе прочих секвестров, сократило расходы на поддержку театра, однако этого, к счастью, не происходит. В общем, Мариинский представляет собой заводь среди бушующих экономических штормов, но притом отнюдь не тихую. Первого апреля откроется фестиваль, посвященный двухсотлетию Гоголя. В афишу собраны имеющиеся в репертуаре оперы на гоголевские сюжеты: «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и «Нос» Шостаковича. Кроме того, в Концертном зале представят, как выражаются в Мариинке, «полусценические исполнения» еще одной корсаковской оперы -- «Майской ночи», двух Мусоргского -- «Сорочинской ярмарки» и «Женитьбы», и «Оперу о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» замечательного петербургского композитора Геннадия Банщикова. По случаю юбилея вытащат из запасников драмбалетик Ноа Д. Гелбера «Шинель по Гоголю». Мусоргский Мусоргским, однако Валерий Гергиев с гордостью говорит, что если кого и упрекать в нелюбви к сочинениям современников, так это не его. В прошлом году театр выпустил спектакль по специально заказанной Александру Смелкову опере «Братья Карамазовы», нынче заказ получили сразу три молодых композитора. В 2005-м был организован конкурс (по его условиям требовалось обойтись камерным составом оркестра, минимумом солистов и без хора), из одиннадцати работ жюри отобрало пять победителей, а три оперы приняты к постановке. Это «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Коляска» Вячеслава Круглика (оба -- ученики Бориса Тищенко) и «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой (ученицы екатеринбуржца Владимира Кобекина). Ставят эти опусы ученики Камы Гинкаса Антон Коваленко, Максим Кальсин и Алена Анохина. Продирижирует мировой премьерой проекта, названного «Гоголиада», сам Гергиев, заявивший: «Мы хотим расширить свои представления о том, какими боевыми фигурами располагает сейчас российская оперная школа». За гоголевским фестом последуют «Звезды белых ночей»: они открываются 21 мая необъятной Восьмой симфонией Малера, причем в десять вечера -- маэстро Гергиев упирает на то, что звезды -- именно ночей. Как всегда, за два месяца фестиваля событий обещано больше, чем в иных филармониях случается за несколько сезонов. Главным композитором на сей раз выбран Бетховен: сыграют все его симфонии (под управлением Гергиева и завсегдатаев фестиваля Джанандреа Нозеды и Пааво Ярви), все фортепианные и скрипичный концерты. Скрипач Леонидас Кавакос, который будет в нем солировать, в прошлом году делал это в Концерте Анри Дютийо, почтившего Петербург своим визитом. Теперь ждут другого живого классика -- немца Вернера Хенце. Хенце отвечает в программе за современную немецкую музыку, а за немецкую классику -- крупнейший дирижер Кристиан Тилеман, известный ультраконсервативными вкусами. Тилеман со своим Мюнхенским филармоническим оркестром представит две программы: Шуман и Григ (с любимцем Вены пианистом Рудольфом Бухбиндером) и Седьмая симфония Брукнера. Кроме вагнерианца Брукнера, явится и сам Вагнер: театр продолжает совершенствовать «Кольцо нибелунга» -- будет представлена «обновленная сценическая версия» тетралогии (Гергиев говорит, что спектакли растут вслед за ростом технологических возможностей). Еще один блокбастер -- «Троянцы» Берлиоза: величественную оперную дилогию дадут в концертном исполнении, имея в виду полноценную постановку (она должна появиться в обозримом будущем, не дожидаясь открытия Новой сцены, запланированного на середину 2011 года). Две совсем другие новинки -- современная «Красная линия» Аулиса Саллинена, нашумевший спектакль Финской национальной оперы и старинная оратория Генделя «Празднество Александра» в исполнении оркестра и хора Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля. В «Троянцах» обещана главная вагнеровская певица труппы Лариса Гоголевская, будут и другие, уже ставшие привычными, вокальные звезды: Брин Терфель, Рене Папе и Гари Леман (блеснувший в прошлом году в Петербурге в заглавной партии в «Тристане» Билла Виолы) споют Вагнера, Ольга Бородина -- Реквием Верди, Анна Нетребко и Василий Герелло выйдут в гала-концертах. Пианисты семнадцатых «Звезд» -- тоже старые знакомцы: Ефим Бронфман, Денис Мацуев, Ланг Ланг, династия Могилевских. Балетная часть фестиваля составлена по принципу «всем сестрам по серьгам». Открывает ее «Конек-Горбунок» Алексея Ратманского (премьера состоялась только что), продолжает текущий репертуар в необъятном мариинском диапазоне от «Жизели» и «Лебединого озера» до Баланчина и Форсайта. Случатся и две премьеры: Кристофер Уилдон ставит одноактный балет на русскую музыку (подробности пока таят), он пойдет в один вечер с «Пробуждением Флоры», реконструкцией Петипа, к счастью, не сходящей со сцены; с новым Уилдоном корреспондирует старый Леонид Якобсон -- театр взялся за восстановление его «Шурале» (за ним, сулит Гергиев, последует и якобсоновский «Спартак»). Завершится фестиваль гастролями Национального балета Испании, которыми его руководитель Хосе Антонио оканчивает карьеру танцовщика. |
Доверие Михалкову может быть выражено по доверенности Макабрическая комедия вокруг Союза кинематографистов продолжается. Апофеозом станет «не только внеочередной, но и чрезвычайный» съезд, назначенный по личной воле Никиты Михалкова на 30 и 31 марта... >>
В Большом театре поставили «Коппелию» «Коппелия» Мариуса Петипа, воскрешенная на сцене Большого театра хореографом-реставратором Сергеем Вихаревым, -- вещь редкая, продукт для Москвы уникальный. Не только потому, что это балетная комедия... >>
Шлаки цивилизации в центре «Винзавод» Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, молодые художники из Краснодара, представили в галерее «М&Ю Гельман» на «Винзаводе» новые работы из проекта Recycle («Переработка для вторичного использования»), начатого в прошлом году выставкой в ЦСИ М'АРС... >>
Мариинский театр объявил программу двух фестивалей Художественный руководитель -- директор Мариинского театра Валерий Гергиев, разумеется, в курсе, что на дворе всемирный кризис: к примеру, только что он узнал, что даже Metropolitan, мощнейший оперный дом, сокращает планы постановок, потому «я с большой долей опаски объявляю программу»... >>
Ярмарка «Книги России» сегодня завершает работу. Все, кто о ней писал, отметили: экспозиция стала компактнее, стенды скромнее, новинок меньше, чем обычно. Уложились в один этаж -- прежде было тесно и на двух. Впрочем, это я подбираю аккуратные слова, чтобы никого не обидеть... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|