|
|
N°42, 16 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бурная заводь
Мариинский театр объявил программу двух фестивалей
Художественный руководитель -- директор Мариинского театра Валерий Гергиев, разумеется, в курсе, что на дворе всемирный кризис: к примеру, только что он узнал, что даже Metropolitan, мощнейший оперный дом, сокращает планы постановок, потому «я с большой долей опаски объявляю программу». Однако, полагает маэстро, здоровому организму холодный душ, каковым стал кризис, только на пользу.
Мариинский театр -- организм не просто здоровый, но могучий. В прошлом году он дал четыреста спектаклей и концертов дома и еще двести на гастролях и заработал на этом 20 млн долл. И не такой характер у г-на Гергиева, чья фамилия давно стала синонимом грандиозности, а также всяческих бури и натиска, чтобы сбавлять обороты. Тем более что, как признается худрук, он понял бы правительство, если б оно, в числе прочих секвестров, сократило расходы на поддержку театра, однако этого, к счастью, не происходит. В общем, Мариинский представляет собой заводь среди бушующих экономических штормов, но притом отнюдь не тихую.
Первого апреля откроется фестиваль, посвященный двухсотлетию Гоголя. В афишу собраны имеющиеся в репертуаре оперы на гоголевские сюжеты: «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и «Нос» Шостаковича. Кроме того, в Концертном зале представят, как выражаются в Мариинке, «полусценические исполнения» еще одной корсаковской оперы -- «Майской ночи», двух Мусоргского -- «Сорочинской ярмарки» и «Женитьбы», и «Оперу о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» замечательного петербургского композитора Геннадия Банщикова. По случаю юбилея вытащат из запасников драмбалетик Ноа Д. Гелбера «Шинель по Гоголю».
Мусоргский Мусоргским, однако Валерий Гергиев с гордостью говорит, что если кого и упрекать в нелюбви к сочинениям современников, так это не его. В прошлом году театр выпустил спектакль по специально заказанной Александру Смелкову опере «Братья Карамазовы», нынче заказ получили сразу три молодых композитора. В 2005-м был организован конкурс (по его условиям требовалось обойтись камерным составом оркестра, минимумом солистов и без хора), из одиннадцати работ жюри отобрало пять победителей, а три оперы приняты к постановке. Это «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Коляска» Вячеслава Круглика (оба -- ученики Бориса Тищенко) и «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой (ученицы екатеринбуржца Владимира Кобекина). Ставят эти опусы ученики Камы Гинкаса Антон Коваленко, Максим Кальсин и Алена Анохина. Продирижирует мировой премьерой проекта, названного «Гоголиада», сам Гергиев, заявивший: «Мы хотим расширить свои представления о том, какими боевыми фигурами располагает сейчас российская оперная школа».
За гоголевским фестом последуют «Звезды белых ночей»: они открываются 21 мая необъятной Восьмой симфонией Малера, причем в десять вечера -- маэстро Гергиев упирает на то, что звезды -- именно ночей. Как всегда, за два месяца фестиваля событий обещано больше, чем в иных филармониях случается за несколько сезонов.
Главным композитором на сей раз выбран Бетховен: сыграют все его симфонии (под управлением Гергиева и завсегдатаев фестиваля Джанандреа Нозеды и Пааво Ярви), все фортепианные и скрипичный концерты. Скрипач Леонидас Кавакос, который будет в нем солировать, в прошлом году делал это в Концерте Анри Дютийо, почтившего Петербург своим визитом. Теперь ждут другого живого классика -- немца Вернера Хенце.
Хенце отвечает в программе за современную немецкую музыку, а за немецкую классику -- крупнейший дирижер Кристиан Тилеман, известный ультраконсервативными вкусами. Тилеман со своим Мюнхенским филармоническим оркестром представит две программы: Шуман и Григ (с любимцем Вены пианистом Рудольфом Бухбиндером) и Седьмая симфония Брукнера.
Кроме вагнерианца Брукнера, явится и сам Вагнер: театр продолжает совершенствовать «Кольцо нибелунга» -- будет представлена «обновленная сценическая версия» тетралогии (Гергиев говорит, что спектакли растут вслед за ростом технологических возможностей). Еще один блокбастер -- «Троянцы» Берлиоза: величественную оперную дилогию дадут в концертном исполнении, имея в виду полноценную постановку (она должна появиться в обозримом будущем, не дожидаясь открытия Новой сцены, запланированного на середину 2011 года).
Две совсем другие новинки -- современная «Красная линия» Аулиса Саллинена, нашумевший спектакль Финской национальной оперы и старинная оратория Генделя «Празднество Александра» в исполнении оркестра и хора Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля.
В «Троянцах» обещана главная вагнеровская певица труппы Лариса Гоголевская, будут и другие, уже ставшие привычными, вокальные звезды: Брин Терфель, Рене Папе и Гари Леман (блеснувший в прошлом году в Петербурге в заглавной партии в «Тристане» Билла Виолы) споют Вагнера, Ольга Бородина -- Реквием Верди, Анна Нетребко и Василий Герелло выйдут в гала-концертах.
Пианисты семнадцатых «Звезд» -- тоже старые знакомцы: Ефим Бронфман, Денис Мацуев, Ланг Ланг, династия Могилевских.
Балетная часть фестиваля составлена по принципу «всем сестрам по серьгам». Открывает ее «Конек-Горбунок» Алексея Ратманского (премьера состоялась только что), продолжает текущий репертуар в необъятном мариинском диапазоне от «Жизели» и «Лебединого озера» до Баланчина и Форсайта. Случатся и две премьеры: Кристофер Уилдон ставит одноактный балет на русскую музыку (подробности пока таят), он пойдет в один вечер с «Пробуждением Флоры», реконструкцией Петипа, к счастью, не сходящей со сцены; с новым Уилдоном корреспондирует старый Леонид Якобсон -- театр взялся за восстановление его «Шурале» (за ним, сулит Гергиев, последует и якобсоновский «Спартак»). Завершится фестиваль гастролями Национального балета Испании, которыми его руководитель Хосе Антонио оканчивает карьеру танцовщика.
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург