N°38
06 марта 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.03.2009
Государственное гарантийное обслуживание
Германские власти и Еврокомиссия не решили, кто и как будет спасать Opel

версия для печати
Германский автоконцерн Opel по-прежнему в подвешенном состоянии. Вчера стало ясно, что ему не стоит рассчитывать и на экстренную помощь из Брюсселя. Вице-президент Еврокомиссии, курирующий промышленность и компании, Юрген Ферхойген дал понять, что никаких «особых позиций» в отношении Opel комиссия занимать не собирается. В то же время он предложил созвать чрезвычайный саммит европейских стран, затронутых проблемой концерна.

Еще в ноябре прошлого года руководство компании, входящей в холдинг General Motors (GM), обратилось с письмом о помощи лично к канцлеру Ангеле Меркель. Германия была готова подставить плечо терпящему бедствие автопроизводителю, но сомнения в правительстве вызвала неопределенность в финансовых отношениях между германской «дочкой» Opel и ее заокеанской материнской компанией -- GM. Между тем до сих пор нет ответа на вопрос, не будут ли под каким-либо благовидным предлогом потрачены бюджетные деньги немецких налогоплательщиков по ту сторону Атлантики.

В начале недели менеджмент Opel представил на рассмотрение правительству план санации предприятия, предусматривающий активное участие в этом процессе государства. От последнего компания запросила помощь в размере 3,3 млрд евро. Руководство Opel даже пообещало, что выйдет из-под финансовой опеки General Motors настолько, насколько это может оказаться реальным. Однако ни на канцлера Ангелу Меркель, ни на нового федерального министра экономики Карла-Теодора цу Гуттенберга документ из Рюссельсхайма, где находятся штаб-квартира и основное производство Opel, до сих пор ожидаемого эффекта не произвел. Глава кабинета вообще скептически смотрит на подобные финансовые вливания, а министр заявил, что, дескать, вопрос необходимо изучить со всех сторон. И «под временное давление» правительство ставить себя не намерено.

Эксперты считают, что если федеральный центр и земли все-таки решат ввязаться в акцию по спасению Opel, то их непосредственное участие скорее всего выльется в предоставление госгарантий. Если, как говорят немцы, «отец-государство» выступит таким гарантом, то автокузнице будет легче получить кредиты. В таком случае канцлеру обеспечена определенная моральная индульгенция, ведь сами по себе гарантии не означают необходимости расходования денег из налогов граждан на частные компании. Кроме того, не исключается и вариант выделить Opel госкредит «настоящими» деньгами. В таком случае с помощью какого-либо госбанка, например Kreditanstalt fuer Wiederaufbau (KFW), федеральный центр сам смог бы стать кредитором предприятия.

В качестве третьей возможности рассматривается прямое участие государства в деятельности Opel. Речь идет о частичной национализации автопроизводителя. Впрочем, над этим вариантом министр может думать, не поддаваясь «временному давлению», сколь угодно долго. Участие государства-акционера в выпуске автомобилей негативно сказалось бы на отраслевом соперничестве. Правда, в данном случае мнения федерального центра и земель расходятся: правительство в Берлине готово склониться к обещаниям госгарантий, а земельные руководители хотят во что бы то ни стало спасти реальные производственные площадки (где от полного краха, где от массовых увольнений) и ратуют за приобретение государством активов Opel. В самой компании подобный вариант также находит больше поддержки.

Вчера спикер федерального правительства Ульрих Вильгельм заявил, что вопрос о том, будет ли государство оказывать какую-либо помощь «немецкому отпрыску General Motors», остается «полностью открытым». По его словам, чтобы решиться на масштабную помощь, власти должны быть уверены в том, что «у предприятия существует будущее на длительную перспективу». Разбираться будут не только министр экономики (с этой целью г-н Гуттенберг собирается в середине марта посетить GM в США), но и независимые эксперты.

Впрочем, даже если Opel убедит Берлин в серьезности своих намерений, то нынешний бег с препятствиями к заветным 3 млрд евро не завершится. Компании предстоит пройти череду чиновничьих процедур еще и в Брюсселе, на уровне Европейской комиссии. Без ее одобрения Германия не имеет право оказать помощь своему национальному автопроизводителю. И дабы заранее исключить возможные разночтения на этот счет, вчера г-н Ферхойген в интервью немецкому радио заявил: «Наша задача заключается в том, чтобы следить за честной конкуренцией в Европе, а самим не впадать в раж с финансовой поддержкой компаний». Тем не менее он намерен перенести рассмотрение проблемы Opel в европейскую плоскость. Ведь General Motors с четырьмя заводами Opel в различных землях Германии располагает производственными площадками этой же марки в пяти других странах ЕС -- Польше, Великобритании, Испании, Бельгии и Австрии. По всей вероятности, еврокомиссар Ферхойген поддержал требование германского министра Гуттенберга «усилить давление на материнский концерн». Он предложил созвать в экстренном порядке чрезвычайный саммит всех затронутых проблемой Opel стран. «Нам необходим совместный подход, а не чисто национальный, -- заявил он вчера в Брюсселе. -- Я предлагаю странам ЕС, где находятся заводы, собрать экстренный саммит, чтобы скоординировать нашу реакцию». Однако в нынешних условиях собрать «с Европы по нитке» необходимые 3 млрд евро на спасение Opel представляется задачей, которая может остаться без решения.

Аудиторы выражают "серьезные сомнения" в способности американского концерна General Motors избежать банкротства, сообщило вчера AFP со ссылкой на годовой отчет компании. "Текущие убытки от деятельности, дефицит акционерного капитала и неспособность обеспечивать достаточные денежные потоки для выполнения обязательств и поддержания операций дают основания для серьезных сомнений в нашей способности продолжать непрерывную деятельность", -- говорится в документе, направленном в регулирующие органы США.
Юрий ШПАКОВ, Берлин

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.03.2009
Германские власти и Еврокомиссия не решили, кто и как будет спасать Opel
Германский автоконцерн Opel по-прежнему в подвешенном состоянии. Вчера стало ясно, что ему не стоит рассчитывать и на экстренную помощь из Брюсселя. Вице-президент Еврокомиссии, курирующий промышленность и компании, Юрген Ферхойген дал понять, что никаких «особых позиций» в отношении Opel комиссия занимать не собирается... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  06.03.2009
Почему российский фондовый рынок провалился так глубоко
Кризис обнажил недостатки российской финансовой системы и фондового рынка, находящегося в зачаточном состоянии, в этом согласны все специалисты. Все признают, что в мае 2008 года, когда индекс РТС достиг своего исторического максимума 2487 пунктов, рынок был перегрет... >>
//  читайте тему:  Россия и финансовый кризис
  • //  06.03.2009
Банки начали работать со спецпредставителями регулятора
Центробанк опубликовал вчера список из 24 кредитных организаций, в которых уже работают уполномоченные представители регулятора. Их задача следить за тем, как эти финансовые институты используют полученные от государства деньги... >>
  • //  06.03.2009
ЕЦБ понизил базовую ставку до 1,5% годовых
Европейские центробанки последовали примеру Федеральной резервной системы США и ослабили денежно-кредитную политику. Вчера Европейский центробанк (ЕЦБ) и Банк Англии опустили базовые ставки на 0,5 процентного пункта... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
  • //  06.03.2009
«Аэрофлот» отказывается от самолетов и дивидендов
С начала года объемы авиаперевозок в России падают, доложил вчера на коллегии Федерального агентства по воздушному транспорту («Росавиация») руководитель ведомства Геннадий Курзенков... >>
  • //  06.03.2009
Росбанк подал в суд на УК Росбанка
АКБ «Росбанк» вчера подал иск в арбитражный суд Москвы с требованием прекратить использование товарного знака банка одноименной УК. Днем ранее кредитное учреждение направило жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей... >>
  • //  06.03.2009
В №37 от 5 марта в статье «Балканский интерес» были допущены неточности. По словам гендиректора сербской компании NIS Кирилла Кравченко, в этом году на модернизацию ее нефтеперерабатывающих активов из 548 млн евро, выделенных «Газпром нефтью», будет направлено до 40%... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама