|
|
N°38, 06 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государственное гарантийное обслуживание
Германские власти и Еврокомиссия не решили, кто и как будет спасать Opel
Германский автоконцерн Opel по-прежнему в подвешенном состоянии. Вчера стало ясно, что ему не стоит рассчитывать и на экстренную помощь из Брюсселя. Вице-президент Еврокомиссии, курирующий промышленность и компании, Юрген Ферхойген дал понять, что никаких «особых позиций» в отношении Opel комиссия занимать не собирается. В то же время он предложил созвать чрезвычайный саммит европейских стран, затронутых проблемой концерна.
Еще в ноябре прошлого года руководство компании, входящей в холдинг General Motors (GM), обратилось с письмом о помощи лично к канцлеру Ангеле Меркель. Германия была готова подставить плечо терпящему бедствие автопроизводителю, но сомнения в правительстве вызвала неопределенность в финансовых отношениях между германской «дочкой» Opel и ее заокеанской материнской компанией -- GM. Между тем до сих пор нет ответа на вопрос, не будут ли под каким-либо благовидным предлогом потрачены бюджетные деньги немецких налогоплательщиков по ту сторону Атлантики.
В начале недели менеджмент Opel представил на рассмотрение правительству план санации предприятия, предусматривающий активное участие в этом процессе государства. От последнего компания запросила помощь в размере 3,3 млрд евро. Руководство Opel даже пообещало, что выйдет из-под финансовой опеки General Motors настолько, насколько это может оказаться реальным. Однако ни на канцлера Ангелу Меркель, ни на нового федерального министра экономики Карла-Теодора цу Гуттенберга документ из Рюссельсхайма, где находятся штаб-квартира и основное производство Opel, до сих пор ожидаемого эффекта не произвел. Глава кабинета вообще скептически смотрит на подобные финансовые вливания, а министр заявил, что, дескать, вопрос необходимо изучить со всех сторон. И «под временное давление» правительство ставить себя не намерено.
Эксперты считают, что если федеральный центр и земли все-таки решат ввязаться в акцию по спасению Opel, то их непосредственное участие скорее всего выльется в предоставление госгарантий. Если, как говорят немцы, «отец-государство» выступит таким гарантом, то автокузнице будет легче получить кредиты. В таком случае канцлеру обеспечена определенная моральная индульгенция, ведь сами по себе гарантии не означают необходимости расходования денег из налогов граждан на частные компании. Кроме того, не исключается и вариант выделить Opel госкредит «настоящими» деньгами. В таком случае с помощью какого-либо госбанка, например Kreditanstalt fuer Wiederaufbau (KFW), федеральный центр сам смог бы стать кредитором предприятия.
В качестве третьей возможности рассматривается прямое участие государства в деятельности Opel. Речь идет о частичной национализации автопроизводителя. Впрочем, над этим вариантом министр может думать, не поддаваясь «временному давлению», сколь угодно долго. Участие государства-акционера в выпуске автомобилей негативно сказалось бы на отраслевом соперничестве. Правда, в данном случае мнения федерального центра и земель расходятся: правительство в Берлине готово склониться к обещаниям госгарантий, а земельные руководители хотят во что бы то ни стало спасти реальные производственные площадки (где от полного краха, где от массовых увольнений) и ратуют за приобретение государством активов Opel. В самой компании подобный вариант также находит больше поддержки.
Вчера спикер федерального правительства Ульрих Вильгельм заявил, что вопрос о том, будет ли государство оказывать какую-либо помощь «немецкому отпрыску General Motors», остается «полностью открытым». По его словам, чтобы решиться на масштабную помощь, власти должны быть уверены в том, что «у предприятия существует будущее на длительную перспективу». Разбираться будут не только министр экономики (с этой целью г-н Гуттенберг собирается в середине марта посетить GM в США), но и независимые эксперты.
Впрочем, даже если Opel убедит Берлин в серьезности своих намерений, то нынешний бег с препятствиями к заветным 3 млрд евро не завершится. Компании предстоит пройти череду чиновничьих процедур еще и в Брюсселе, на уровне Европейской комиссии. Без ее одобрения Германия не имеет право оказать помощь своему национальному автопроизводителю. И дабы заранее исключить возможные разночтения на этот счет, вчера г-н Ферхойген в интервью немецкому радио заявил: «Наша задача заключается в том, чтобы следить за честной конкуренцией в Европе, а самим не впадать в раж с финансовой поддержкой компаний». Тем не менее он намерен перенести рассмотрение проблемы Opel в европейскую плоскость. Ведь General Motors с четырьмя заводами Opel в различных землях Германии располагает производственными площадками этой же марки в пяти других странах ЕС -- Польше, Великобритании, Испании, Бельгии и Австрии. По всей вероятности, еврокомиссар Ферхойген поддержал требование германского министра Гуттенберга «усилить давление на материнский концерн». Он предложил созвать в экстренном порядке чрезвычайный саммит всех затронутых проблемой Opel стран. «Нам необходим совместный подход, а не чисто национальный, -- заявил он вчера в Брюсселе. -- Я предлагаю странам ЕС, где находятся заводы, собрать экстренный саммит, чтобы скоординировать нашу реакцию». Однако в нынешних условиях собрать «с Европы по нитке» необходимые 3 млрд евро на спасение Opel представляется задачей, которая может остаться без решения.
Аудиторы выражают "серьезные сомнения" в способности американского концерна General Motors избежать банкротства, сообщило вчера AFP со ссылкой на годовой отчет компании. "Текущие убытки от деятельности, дефицит акционерного капитала и неспособность обеспечивать достаточные денежные потоки для выполнения обязательств и поддержания операций дают основания для серьезных сомнений в нашей способности продолжать непрерывную деятельность", -- говорится в документе, направленном в регулирующие органы США.
Юрий ШПАКОВ, Берлин