N°34
02 марта 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.03.2009
Мало огня
Итоги международного кинофестиваля дебютов в Ханты-Мансийске

версия для печати
Председатель жюри фестиваля английский режиссер, обладатель «Оскара» Хью Хадсон, прибыв в заснеженный, сияющий огнями Ханты-Мансийск, сказал, что надеется провести здесь «неделю, полную огня», потому как именно от дебютантов по определению следует ждать ярких эмоций и открытий. Однако самые сильные впечатления оставили отнюдь не дебютанты фестиваля «Дух огня», а его солидный президент Сергей Соловьев. Фестиваль открылся премьерой его картины «Анна Каренина», а на закрытии показали «2-Асса 2». Всю неделю, как своих знакомых, фестивальный народ со страстью обсуждал Анну, Вронского и Каренина. Спорили о том, зачем все снято так размыто-акварельно, почему играют так, а не иначе, верно ли передал режиссер трагический треугольник, похожи ли герои фильма на толстовских... «2-Асса 2» и вовсе взорвала мозг. История о том, что случилось с героями первой «Ассы» 20 лет спустя, оказалась отчаянным китчем и при этом удивительно молодым и энергетическим высказыванием. Почти 65-летнему Соловьеву удается сохранять такую отвагу и лихость, которых просто не отыскать в сегодняшних дебютантах.

Тем не менее в международном конкурсе из десяти фильмов пять были вполне достойны наград. Жюри отметило четыре. Обойденной вниманием оказалась печальная и красивая лента «Черное море» итальянца Федерико Бонди, имевшая успех на фестивале в Локарно. Совместными усилиями продюсеров Италии, Румынии и Франции снят фильм об отношениях двух женщин, старой и молодой, которых на первый взгляд разделяет все: возраст, воспитание, социальное положение. Румынка Анджела (Доротея Петере) нанимается сиделкой к пожилой итальянке (Илария Скинни). Поначалу между ними возникает резкий антагонизм, но со временем душевное тепло и деликатность одной побеждают эгоизм и одиночество другой. Румынская община сегодня в Италии самая многочисленная, вокруг нее немало беспокойства, порой переходящего в агрессию. Фильм «Черное море», можно сказать, в метафорической форме передает непростые отношения Италии и Румынии, оставаясь предельно конкретным и убедительным в характерах своих героинь.

Главный приз «Золотая тайга» получила картина из Словакии «Слепая любовь». «Самое необычное в том, что герои этого нежного, человечного фильма никогда себя в нем не увидят», -- сказал на вручении Хью Хадсон. Герои документальной и в высшей степени художественной киноленты словацкого режиссера Юрая Лехотского -- слепые люди. Их прикосновения и эмоции режиссер сумел представить понятными и осязаемыми, открыв мир, неведомый зрячим людям.

«Серебряной тайги» удостоилась единственная женщина-режиссер конкурсной программы Паола Эрнандес за фильм «Дождь». Простая история о мужчине и женщине -- у каждого своя семейная драма и нет того, кто бы понял и дал силы жить дальше, но случайная встреча все меняет. Отличный дебют в эпоху кризиса. Микроскопический бюджет и тщательная проработка деталей, внимание к малейшим нюансам актерской игры и верно найденная интонация решают дело. Картину с успехом показали несколько международных фестивалей, а Паола Эрнандес уже нашла деньги на следующий проект.

Хусейн Карабей из Турции, получивший «Бронзовую тайгу», тоже обошелся маленьким бюджетом, но сумел вызвать большое волнение. Его фильм «Мой Марлон и Брандо» -- реальная история о том, как турецкая девушка Айка проделывает тяжелый путь в Ирак, чтобы найти своего любимого. Вроде бы камерная, личная картина вызвала на родине режиссера яростный отпор, ей пытались запретить участвовать в международных фестивалях, считая, что непатриотично показывать любовь турчанки и курда в то время, как турецкие солдаты погибают в столкновениях с курдами.

Похоже, что блюстители ложно понятого патриотизма и у нас сильно неравнодушны к киноискусству. Закулисный ажиотаж сопровождал появление в конкурсной международной программе фильма-дебюта Павла Бардина «Россия 88» о буднях скинхедов-неофашистов. Тем не менее с формулировкой «за мужество, талант, за человеческую и гражданскую позицию, оригинальный киноязык и бескомпромиссную справедливость» член жюри режиссер Гука Омарова вручила авторам «России 88» специальный приз жюри с денежным вознаграждением в 350 тыс. руб., эквивалентным главной награде «Золотая тайга». Поскольку снимали ребята на свои деньги и с помощью добровольцев, это для них по-настоящему серьезная и важная поддержка. «Фашизм не пройдет, а с тех, кто имеет к нему отношение, будет спрос!» -- уверил Павел Бардин, получая первую в жизни награду.

В российской программе фильмы были явно слабее. Но и их награждали. Актерские призы имени Александра Абдулова достались актрисе Евгении Дмитриевой, сыгравшей в фильме «Заза», и Александру Коршунову, герою фильма «Голубка». Президент Гильдии кинооператоров Игорь Клебанов присудил приз имени Павла Лебешева оператору Михаилу Мукасею за картину «Снег тает не навсегда».

«Я отсмотрел всю панораму российских дебютов из 11 картин, и в целом впечатление осталось унылое, -- сокрушался Клебанов. -- Мы так потеряем своего зрителя! Откуда эти сюжеты, эти характеры, почему все так невзрачно снято? Где живая, узнаваемая жизнь? От силы два-три фильма имеют профессиональные кондиции. Сейчас вот много говорят о Михалкове в связи с Союзом кинематографистов, а я на этом фестивале вспоминал Никиту времен его дебюта в кино. В нем талант искрился! Столько потрясающих идей -- как снимать, что снимать. А Элем Климов, который дебютировал фильмом «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Вот это был дебют! Сегодня я чаще всего вижу в дебютантах робость, отсутствие позиции, какого-то молодого нахальства, наконец».

Освоить профессиональные навыки отечественным дебютантам попытался помочь Александр Митта, организовавший на «Духе огня» ускоренный фестивальный курс на тему «Как привлечь зрителя». Желающим предлагалось под руководством мэтра снять трехминутный интригующий фильм на тему: либо «Голый на морозе», либо «Преступление в отеле» -- так, чтобы прямо на глазах родилась идея, возникло напряжение и осталось удивление. Из всех режиссеров-дебютантов, приехавших на фестиваль, откликнулся только один.
Ольга ГАЛИЦКАЯ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.03.2009
«Киже» -- новый спектакль Кирилла Серебренникова в МХТ
На авансцене и у задника от кулисы к кулисе есть плотная дорожка -- можно представить себе паркет дворца или мощеную твердь площади, но дорожка эта узенькая, еле пройдет один человек. Вся же сцена покрыта какими-то серыми колдобинами, будто замерзшей грязью... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  02.03.2009
Итоги международного кинофестиваля дебютов в Ханты-Мансийске
Председатель жюри фестиваля английский режиссер, обладатель «Оскара» Хью Хадсон, прибыв в заснеженный, сияющий огнями Ханты-Мансийск, сказал, что надеется провести здесь «неделю, полную огня», потому как именно от дебютантов по определению следует ждать ярких эмоций и открытий... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  02.03.2009
«Медный закат» Леонида Зорина -- лучшая повесть 2008 года
Первым лауреатом восстановленной премии имени Ивана Петровича Белкина стал Леонид Зорин... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  02.03.2009
Выставка китайского авангардиста в ЦДХ
В здании Центрального дома художника на Крымском валу галерея Ravenscourt открыла выставку Ян Хуэя «500 старых китайцев». Ян Хуэй (известный также под псевдонимом Ба Хай) появился на китайской художественной сцене в середине 80-х. Он был довольно заметным участником авангардного «Движения-85», китайской художественной «новой волны»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика