N°31 25 февраля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Обыкновенное нечудо В Детском музыкальном театре поставили нравоучительную сказку
«Золушка» в Детском музыкальном театре имени Сац -- спектакль комнатной температуры. Не горячо и не холодно, не хорошо и не плохо. Великая партитура уложена в рамки элементарной сказки и вполне готова к употреблению. Тут надо сразу предупредить, что ваш обозреватель в принципе с недоверием относится к «детским» балетным спектаклям -- балет как таковой заведомо недетское зрелище. Его скрытый эротизм, его сверхусилия, его самолюбование вряд ли можно рекомендовать младшим школьникам. Нет, конечно, иногда можно вывести ребенка на взрослый спектакль -- и это будет отдельное событие в его жизни, как стащенная с взрослой полки великая книга. Но балет для детей? Крайне неестественное занятие.
Понятно, что многие со мной не согласятся, и прежде всего сотрудники и постоянные зрители театра имени Сац. Театра, выросшего на идее адаптации, сочиняющего спектакли не про темные страсти и великие любови, а про дружбу пионерскую. Но пару лет назад руководить балетной труппой театра пришел Владимир Кириллов -- человек с премьерской биографией, перетанцевавший в родном Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко принцев, страдальцев и любовников и привыкший относиться к балету как к искусству, а не как к игрушке. И начал вводить в репертуар названия недетские -- «Лебединое озеро», «Щелкунчик», вот теперь «Золушка». (Говоря о недетскости названий, я, разумеется, имею в виду не сказочный сюжет, а масштаб музыки, обещающий масштаб чувства.) Но обещание обещанием, а привычная интерпретация привычной интерпретацией. Хореограф Борис Ляпаев, создающий балеты для детей уже 30 лет, взявшись за великую (и порой очень страшную -- в теме времени, например) музыку, решил детей не пугать и не тревожить. Сказка? Сказка. Утренник. Вот сестрицы Золушки (Юлия Селиванова и Елена Музыка) -- как можно показать, что девушки эти неизящны и смешны? Стопа выставляется утюжком -- в первый раз такой ход был придуман в балете лет 40 назад, если не больше. На уроке танцев сестрицы бьют копытами, как игривые лошадки-тяжеловозы. (А танцовщицы заняты не последние, способные и на более тонкий юмор, но, увы, «слова» придумывает хореограф.) Дети в зале, понятное дело, веселятся. Портной снимает с мамаши мерку поперек мощной спины -- тут уж хмыкают взрослые. Мачеха вообще выступает в роли коверного -- благо что роль отдана танцовщику (Максим Павлов) -- на балу она подхватывает кавалера, как даму, и кружит в своих объятиях. Обхохочешься. При этом «лирическая» линия скучная, блеклая, никакая. И принцу (Ярослав Иванов), и Золушке (Надежда Твердохлебова) выдан стандартный набор классических па, эдакие затрепанные прописи. Балет перестает быть чудом -- балет становится нравоучением. Не отчаянная надежда -- полет к счастью -- ужас расставания -- финальное чудо, а «жила-была девочка, много работала, ты тоже работай, и тебе достанется». В спектакле есть все же несколько моментов, когда хореография приближается к вовсе не нравоучительной и грандиозной музыке, но уж очень их немного. Одинокая вариация Золушки с метлой -- когда девчонка вдруг взлетает в косых, дерзких, отчаянных прыжках, и это как обещание, что у камина с золой ее не удержишь. Вариация феи Осени (Анастасия Ян) -- мчащийся лесной пожар, бунт и торжество. Но... и все, собственно говоря, вокруг детский утренник. Видно, что артисты очень стараются. (С такой самоотдачей работали бы в Большом -- был бы он первым театром на земле.) И видно, что детям спектакль нравится и они отлично разбираются, кто есть кто (как бы ни танцевали отрицательные персонажи -- им аплодисментов достается меньше, чем положительным). То есть театр и публика, как говорится, нашли друг друга. А что у детей балет на всю жизнь останется в разделе элементарных развлечений -- ну что ж за это в конце концов отвечают родители. |
В зале Успенской звонницы Кремля открылась выставка «Сокровищница мира. Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов». С 2001 года выставка уже побывала в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине. В августе экспозиция прибудет в Санкт-Петербург... >>
Великими Моголами европейцы именовали правителей крупнейшей империи индийского полуострова в XVI--XVIII веках. Моголы -- потерявшие «н» монголы. К этой нации наполовину принадлежал основатель династии Бабур, род которого восходил к Чингисхану и Тимуру (Тамерлан)... >>
Студийцы МХТ привезли в Нью-Йорк Шекспира, Грибоедова и Островского Сегодня в Нью-Йорке, в Центре искусств Михаила Барышникова, начинаются гастроли актерского курса Константина Райкина Школы-студии МХАТ. Год назад этот курс (ныне выпускной) впервые отправился покорять Америку -- и выступили студенты столь успешно, что получили новое приглашение... >>
В Детском музыкальном театре поставили нравоучительную сказку «Золушка» в Детском музыкальном театре имени Сац -- спектакль комнатной температуры. Не горячо и не холодно, не хорошо и не плохо. Великая партитура уложена в рамки элементарной сказки и вполне готова к употреблению... >>
Вручены награды Американской академии киноискусства Из всех вещей, в последнее время девальвировавшихся, потерявших былую привлекательность, сдувшихся (наподобие ставшего «совсем не тем» Нового года), более прочего обидно, конечно, за «Оскара»... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|