N°226
08 декабря 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.12.2009
По нехоженым тропинкам
Новые книги по искусству

Александр Терехин. Путешествие в Россию. -- М.: Мультимедийный комплекс актуальных искусств. С ноября Московский дом фотографии, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева открыли интернет-конкурс «Путешествие в Россию». Каждый желающий может поделиться своими фотографиями и разделить радость от ярких впечатлений, связанных с путешествиями по стране. Стартом проекта стала книга Александра Терехина «Путешествие в Россию», настоящий путевой альбом. Терехин -- фотограф непрофессиональный, культуру его зрения можно назвать периферийной: ракурсы иногда случайные, архитектурные портреты могут быть срезаны, планы не найдены точно. В усадьбах, например, его может куда больше, чем старинные постройки, увлечь ритм теней от деревьев на парковых аллеях. В принципе изданная альбомом фотосерия Терехина -- стимул для участия в конкурсе каждого. Потому что в его работах ощутимо не столь уж частое в беспристрастных профессиональных фотосериях свойство -- сопричастности, личного, выстраданного пространства и времени.

Альбом Терехина очень хорошо прокомментирован. Каждый исторический ансамбль (города, усадьбы, монастыри) получает развернутую аннотацию, подготовленную профессионалами высочайшего уровня, историками искусства и культуры В.И. Плужниковым, Г.И. Маланичевой, Ю.А. Ведениным, П.М. Шульгиным, Д.О. Швидковским.

На фоне безобразного отношения властей к культурному наследию идея фотоархивации российских достопамятностей видится одной из немногих инициатив, реально стимулирующих рост исторического самосознания. Как обещает директор МДФ Ольга Свиблова, лучшие присланные на конкурс «Путешествие в Россию» оцифрованные снимки осенью следующего года появятся на выставке в рамках проекта «История России в фотографиях», над которым музей работает с 1997 года.

Екатерина Вязова. Гипноз англомании. Англия и «английское» в русской культуре рубежа XIX--XX веков. Серия «Очерки визуальности». -- М.: Новое литературное обозрение. В последнее время интерес к искусствоведческой компаративистике, то есть сравнительным исследованиям российских и других европейских школ, стал едва ли не определяющей тенденцией отечественной науки об искусстве. Случилось это во многом благодаря альманаху «Пинакотека», строящему многие номера как диалоги российской и других культур. Заместитель главного редактора «Пинакотеки» Екатерина Вязова представила на суд объемный, скрупулезнейше подготовленный труд об «английскости» в русском искусстве второй половины XIX -- начала XX веков. Остроумно найден лейтмотив: Великобритания как зазеркальный двойник (Кэрролл, Кэрролл, конечно, он вдохновил!) России, очень похожий и в то же время иной, что заставляет жадно всматриваться в отражение. Вводя читателя в проблематику, автор замечает, что основные сюжеты книги группируются вокруг ключевых проблем обеих культур -- эстетизма, декаданса и «декоративного импрессионизма». Выбор впечатляет уже тем, что позволяет провести читателя по извилистым дорожкам культуры, которые и в Англии, и в России вились в стороне от широких проспектов европейского (прежде всего французского) мейнстрима. Используя великое множество источников, автор высвечивает те «маргинальные уклонения» в английской и российской культуре, что, с одной стороны, определяют их архаический (а потому тем более экстравагантный) образ, а с другой -- предвосхищают прорыв авангарда.

Разработка непростых проблем теории эстетизма в Англии и России (приглашены в собеседники все главные и достойные -- от Уолтера Патера, Джеймса Уистлера, Уайльда, Бердсли, Клайва Бэлла, Роджера Фрая, Стасова, Брюсова, Бенуа, Белого, Набокова до Сергея Аверинцева, Сюзан Зонтаг, Михаила Ямпольского) продолжается колоссальным спектаклем -- парадом героев, исповедующих эстетизм и ценности, с ним связанные (включая, конечно, колоритных соотечественников, в частности Модеста Дурнова и даже небезызвестного героя романа Вагинова «Козлиная песня» Костю Ротикова, фаната безвкусицы, прогуливающегося по Петербургу с семью фокстерьерами и палочкой «с кошачьим глазом»). Начиная с этого раздела, удовольствие от чтения становится не только интеллектуальным, но и чувственным. Сама постановка вопросов вызывает восторг. Как, например, эстетика кэмпа ассоциируется с образом теплицы и тепличных растений? Что такое меланхолия как «иконография рук, сжатых крестом»? Почему декадансный желтый цвет стал любимым в авангарде? Как богема связана с Богемией и кочевой жизнью цыган? Эти вопросы организуют главы о перипетиях эстетизма в двух культурах, которые читаются не хуже лихо закрученного авантюрного романа.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.12.2009
В театре «Эрмитаж» поставили чеховский спектакль
В основе нового спектакля Михаила Левитина чеховская «Скучная история». Она переименована в «Тайные записки тайного советника». Ну что ж, главный герой повести пожилой профессор Николай Степанович (на его роль приглашен из Театра имени Маяковского Михаил Филиппов) действительно получил за заслуги чин тайного советника... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  08.12.2009
Новые книги по искусству
Александр Терехин. Путешествие в Россию. -- М.: Мультимедийный комплекс актуальных искусств. С ноября Московский дом фотографии, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры открыли интернет-конкурс «Путешествие в Россию».... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  08.12.2009
В Кракове завершился фестиваль Etiuda&Anima
Пятнадцать лет назад фестиваль Etiuda&Anima отделился от «большого» Краковского кинофестиваля. Поначалу он был посвящен только студенческому кино, но несколько лет назад его программа анимации разрослась до размеров полноценного международного смотра... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  08.12.2009
«Ниндзя-убийца» на московских экранах
Судя по всему, ниндзя -- средневековые японские шпионы-наемники, обладающие невероятным количеством смертоносных навыков и маскировочных умений, -- впервые появились на киноэкране в немой короткометражке «Герой Джирайя», снятой «отцом японского кино» Шозо Макино (1921)... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика