N°192
19 октября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.10.2009
Смешная убегающая реальность
О фотокартинах Григория Майофиса

Мир есть мое развлечение. Это кредо постмодернизма, двадцать лет назад сформулированное Егором Радовым в романе «Змеесос», исповедует Григорий Майофис, фотограф из Петербурга. Он лжет во всякое время, этот нескончаемый Невский проспект; потрескавшиеся фасады стоят угрюмою стеной; здесь голодный студент убил старушку топором, а после покаялся. Навеянные вечной сыростью мрачные тайны заключает в себе трижды менявший название город, где невозможно быть трезво смотрящим на окружающие предметы реалистом. Ни один студент Академии художеств не обходился без командировки в теплые страны, дабы прививкой трезвости примирить фантастику места и творческий метод реализма. Майофис, не закончив курса академии, уехал в Америку.

Он отказался от традиционной живописи в пользу классической черно-белой фотографии. Сейчас Майофис вооружен большой деревянной камерой. Он сам готовит эмульсию и растворы, каждый кадр для него -- большой и нелегкий труд, но это настоящая фотография, с которой не имеет ничего общего нынешняя технология моментальной съемки в сочетании с безграничными возможностями цифрового монтажа. Техника Майофиса обеспечивает настоящую достоверность.

Его отпечатки предельно реалистичны, но это реализм фантастического мира. Фотография -- остановленное мгновение, но Майофис останавливает не саму реальность, а неуловимый момент ее восприятия. Фотографии серии «Художник и модель» скомпонованы, как картина Вермеера «В мастерской художника»: модель-красавица, неоконченный холст, перед ним художник. Почти на каждом фото мы видим автопортрет мастера со спины. Метод вскрывает тайну творчества и предельно реалистически показывает, как работает владеющий всем багажом человеческой культуры постмодернист.

Окружающая действительность для постмодерниста не синтез, но сумма артефактов. Мир постмодерниста лишен иерархии; любой предмет, любая идея равноценны и в равной степени забавны. Прежде всего осмеянию подвергается сама категория истины. Реалистическое отражение невозможно, поскольку зритель и художник только инструменты для сопоставления предмета с бесконечностью стилей и образцов. Предмет неуловим. Что и доказывает Майофис с помощью самой достоверной техники -- фотографии.

Фотограф Майофис снимает художника Майофиса за работой. На снимке перед глазами обоих балерина. Но ее изображение на холсте зависит от того, роль какого именно художника берет на себя автор -- реалиста, фотореалиста, концептуалиста и т.п. Вот «Концептуалист за работой над портретом балерины». Здесь смазанный силуэт кружащейся в фуэте модели передан на холсте цифрой. 32 оборота в минуту, возможно, имеет в виду концептуалист-на-минуту Майофис. На фотографии «Лебединое озеро» для лебедя послужила моделью та же балерина. «Фигуративная живопись» еще проще: балерину и живого медведя художник изображает в виде фарфоровых статуэток. Картины эти -- тоже фотографии, немного отретушированные маслом или акрилом.

Майофис открывает творческую лабораторию художника, и оказывается, что ни один стиль не способен передать предмет как он есть. Забавные фотографии сделаны с подкупающей достоверностью и большим мастерством. Некоторые перенесены на холст в редкой ныне и очень сложной технике бромойля; иные -- сочетание фотографии и живописи. Большая вещь «Многополярный мир», например, состоит из пяти холстов, каждый из которых отдан своей технике. Здесь развлечение не живописная, а политическая идея. Майофис копирует фотографию скульптурной группы -- Уолта Диснея с Микки-Маусом. На копии Микки-Мауса держит за руку уже не Дисней, а Пушкин. В мастерской висит небольшая фотография скульптуры Ленина с тем же Микки. Источник этой мешанины образов -- все та же Вермеерова мастерская. Если знать, что одну из своих первых картин со Сталиным Комар и Меламид составили также из пяти частей, исполненных в разных техниках, становится еще забавнее.

Серьезный взгляд на искусство после постмодернизма невозможен. Остается только смеяться, что и предлагает Майофис. В Петербурге он выставляется в галерее Марины Гисич, в Москве им занимается небольшая галерея Pop/off/art, и, хотя работы Майофиса находятся в двух десятках художественных музеев и частных собраний, увидеть их не так просто. Ироническое отношение к искусству опасно для художественного рынка, который держится только на необъяснимой рационально вере в самостоятельную ценность произведения. Исчезнет эта вера, и свободным художникам придется переквалифицироваться в управдомы.
Арсений ШТЕЙНЕР




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.10.2009
«Весельчаки» на экранах России
Фильмы о травести-героях пекутся во всем мире конвейерным способом. В большинстве из них действительность ввергается в вихрь такой карнавальной вольницы, что о привычном порядке вещей и думать не думаешь. Да и ни к чему он -- выныривать из голубо-розового кемпового сна ой как не хочется... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  19.10.2009
Василий Петренко продирижировал Российским национальным оркестром
Тридцатитрехлетний Василий Петренко (на снимке) -- один из самых интересных и многообещающих российских дирижеров нового поколения, уже активно работающих на Западе... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  19.10.2009
О фотокартинах Григория Майофиса
Мир есть мое развлечение. Это кредо постмодернизма, двадцать лет назад сформулированное Егором Радовым в романе «Змеесос», исповедует Григорий Майофис, фотограф из Петербурга... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.10.2009
Сегодня открывается фестиваль «Театральная паутина»
Из всех искусств для нас важнейшим становится Интернет. Поэтому «Театральная паутина» -- уникальный фестиваль. Дело не только в том, что пионерской была сама идея проведения театрального фестиваля в Интернете -- прежде так не делали нигде и никогда. Но и все шестилетнее существование проекта в некотором смысле не имеет аналогов... >>
//  читайте тему:  Театр
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика