N°185 08 октября 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Не жужжать
Дуглас Коупленд. Похитители жвачки. Перевод с англ. Е. Романовой. -- М.: АСТ, серия «Альтернатива», 2009.
Сорокалетний неудачник по имени Роджер, переживший 50 увольнений и ежедневно напрашивающийся на еще одно, работает старшим продавцом магазина канцелярских товаров «Скрепки». В прошлом -- смерть жены, гибель сына, автокатастрофа и куча мелких неприятностей. В настоящем -- дежурная бутылка «Текилы», занятия в литературном семинаре под руководством маститого графомана и работа над автобиографическим романом «Шелковый пруд». Двадцатилетняя девушка-гот Бетани работает в том же магазине, раскладывая белые бумажки рядом с образцами гелевых ручек, красит губы в черный цвет и вынашивает план самоубийства. Публично персонажи демонстрируют презрительную неприязнь друг к другу, но втайне регулярно обмениваются эпистолярными посланиями. Происходит это на страницах личных дневников (не сетевых, разумеется, а бумажных), которые они имеют привычку как бы невзначай оставлять на самом видном месте в надежде на чье-нибудь любопытство. Но поскольку прочие обитатели «Скрепок» не проявляют интереса ни к чему, кроме собственных неприятностей, Роджер и Бетани обречены читать дневники друг друга, дополняя их собственными едкими комментариями и странными просьбами из серии: «А напиши еще раз что-нибудь от моего имени». Дуглас Коупленд, главное литературное достояние Канады, мало изменился с тех пор, как в начале 90-х написал «Поколение Х» и «Планету шампуня». С тех пор литературные произведения удаются ему ровно «через одно». Лучше всего ему удаются «социологические романы», содержащие клиническое описание и симптоматику болезни очередного молодого поколения. Такими были «Поколение Х», «Рабы Майкрософта» и вышедший год назад JPod. В этих историях не бубнится о том, что «все по-любому пропало» и «в жизни уже не произойдет никаких перемен», а описывается некое сообщество счастливых придурков, которые если и поставили крест на карьере, социальных обязательствах и страховании жизни, то сделали это осознанно и с явным удовольствием. В противном случае, если социологически роман не сложился по причине того, что очередное поколение Х, Y или Z еще не успело проявить себя, Коупленд обращается к маргинальным сюжетам о маленьких человечках, придавленных социумом и неблагоприятным стечением разного рода обстоятельств. В качестве последних чаще всего фигурируют: рак, дурная экология, межнациональные корпорации, катастрофы (в том числе и планетарного масштаба), утрата нравственных ориентиров и потеря смысла жизни. Герои поколенческих историй переживают по сути то же самое, но находят коллективный выход из сложившейся ситуации. Те же, кто ни в какую «генерационную волну» не вписался, выживают сами по себе. Случай с «Похитителями жвачки» явно второй и совсем безнадежный, поскольку на этот раз Коупленд не сумел вылепить из своих персонажей даже убедительных дауншифтеров. Как ни крути, социальный протест в виде работы в канцелярском магазине и кражи очередной пачки «Орбита», выглядит довольно нелепо. Почти так же жалко и старомодно выглядит парочка героев: девочка-гот и мужик-алкоголик. Коупленд и пытался написать роман о совсем уж последних недотепах, которые и протестовать толком не умеют, и смириться не хотят, и даже в Сети раствориться боятся. Роман мог бы получиться тихим и даже трогательным, если бы не чрезмерное количество запретных ходов, за которые детей в литературном кружке по рукам бьют. Рак, автокатастрофа, смерть ребенка и самоубийство на 200 страницах даже для последнего мизантропа -- явный перебор. Так что утешимся тем, что коуплендовский «через раз» уже случился, потому что месяц назад канадский классик презентовал очередной поколенческий опус под названием Generation A -- футурологическую историю про мир, в котором нет пчел. В котором вообще ничего нет, кроме Интернета. Так что не жужжать. |
Названа шестерка соискателей премии «Русский Букер» Отчет о проделанной работе председатель букеровского жюри поэт Сергей Гандлевский начал нарочито традиционно: длинный список ровный, явного лидера нет, у каждого из судей свои предпочтения... >>
Дуглас Коупленд. Похитители жвачки. Перевод с англ. Е. Романовой. -- М.: АСТ, серия «Альтернатива», 2009... >>
Выставка Александра Бродского на «Винзаводе» С легкой руки Олега Кулика мрачноватый термин Ильи Кабакова "тотальная инсталляция" уступает место "пространственной литургии". В тотальной инсталляции слышится что-то оруэлловское, это торжество клаустрофобии, замкнутый мирок, в котором посетитель становится дрожащей тварью... >>
Жюри фестиваля документального кино «Россия» не нашло достойного награды фильма Как-то тихо завершился ХХ, юбилейный фестиваль документального кино «Россия» в Екатеринбурге. Телевизионных фильмов на нем не показывают, а просто документальное кино сегодня мало кого интересует... >>
Звезды балета станцуют в Москве бесплатно Гала-концерт, что 14 октября пройдет на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, называется «Звезды балета -- дар хоспису», и афиша полностью отражает его содержание... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|