N°174
23 сентября 2009
Время новостей
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.09.2009
ДЕЗорганизация
Столичные власти в срочном порядке акционируют дирекции единого заказчика

Московские власти решили дать больше самостоятельности государственным унитарным предприятиям (ГУП "ДЕЗ"), занимающимся управлением и эксплуатацией жилищного фонда города. Согласно представленному вчера на заседании правительства Москвы проекту городского департамента имущества, до конца 2010 года все 122 дирекции единого заказчика, обслуживающие основную массу жилищного фонда столицы, должны поменять форму управления. Как утверждает глава комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин, «ГУПы в силу своей организационной формы не конкурентоспособны на рынке жилищно-коммунальных услуг».

По словам г-на Силкина, открытое акционерное общество (ОАО) -- это та «бизнес-модель, которая позволит побеждать не за счет административного ресурса, а за счет качества и цены предоставляемых услуг». Распорядители городского имущества настаивают на необходимости дать ДЕЗам «свободу маневра и действий», присущие частным компаниям, например возможность пользоваться банковскими кредитами. При этом расставаться с этим достаточно востребованным бизнесом чиновники явно не спешат. По словам главного идеолога документа, власти не ставят этим преобразованием «глобальной задачи повышения эффективности и конкурентности» в сфере услуг ЖКХ. «Задача города как собственника -- обеспечить эффективную работу своих предприятий в рыночных условиях», -- заявил г-н Силкин. В департаменте имущества рассчитывают, что правопреемники ГУПов по меньшей мере в течение трех лет после своей реорганизации в ОАО будут полной собственностью города. При этом в совет директоров предприятий должны войти главы управ, представители префектур и госучреждений «Инженерные службы» районов (ГУИС). Как отмечают разработчики, активы ДЕЗов в виде их имущества, богатый опыт работы, а также востребованность жилищно-коммунальных услуг у жителей и «соответственный финансовый поток» будут способствовать повышению качества работы столичных коммунальщиков.

Примечательно, что реформа ДЕЗов вошла в активную фазу уже после собственно процедуры выбора горожанами управляющей компании. И по данным департамента имущества, на долю городских предприятий приходится 75% жилищного фонда столицы. Еще 20% многоквартирных домов в Москве обслуживаются ТСЖ и ЖСК и только 5% -- независимыми управляющими компаниями. Это при том, что государственные предприятия в сфере ЖКХ составляют только 16% от всего предложения на этом рынке, которое составляет более 1 тыс. организаций. 12% из этих городских предприятий задействованы в сфере управления жилищным фондом, а 4% занимаются его эксплуатацией. Кроме того, в силу масштаба территории своего обслуживания размеры городских субсидий на эксплуатацию жилищного фонда, которые проходят через ДЕЗы, составляют порядка 17,5 млрд руб., тогда как частные компании получают 5,2 млрд рублей.

Как уверяет г-н Силкин, подобный расклад на столичном рынке жилищно-коммунальных услуг «напрямую связан с выбором жителей». Впрочем, в беседе с корреспондентом «Времени новостей» не отрицал он и того, что часть жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах принадлежит городу и как собственник правительство Москвы также участвовало в выборе управляющей компании. При этом представителями собственника выступают ГУ «Инженерные службы» районов. Кроме того, именно ГУИСам, по данным г-на Силкина, в процессе подготовки к реформированию ДЕЗов были переданы так называемые государственные функции ГУПов, в частности коммунальные расчеты с жителями и необходимое для их выполнения имущество.

В мэрии уверены, что в целом для жителей реформа ДЕЗов пройдет незаметно. По крайней мере, как рассказал Владимир Силкин, судя по аналогичному опыту с ГУП «Ремонтно-эксплуатационные управления», «там, где администрация районов была заинтересована в акционировании, процесс прошел успешно». Впрочем, чиновники не исключают, что реорганизация ДЕЗов «может оказаться куда более чувствительной», поскольку затрагивает интересы непосредственно всех горожан. В частности, новоиспеченный префект Северного округа столицы Олег Митволь выразил обеспокоенность, что акционировать будут «по живому», во время оказания услуг. «Для пожилых людей ДЕЗ -- это спасательный круг, к которому они обращаются, когда чем-то недовольны», -- поделился своим опытом общения с населением г-н Митволь. Для успокоения старушек, по мнению г-на Силкина, достаточно будет сохранить бренд «ДЕЗ» в названии новых ОАО.

Однако наблюдателей смутило желание чиновников по-прежнему полностью контролировать коммунальные предприятия. В частности, как заявила «Времени новостей» депутат Госдумы, эксперт в области жилищного законодательства Галина Хованская, ДЕЗы в виде акционерных обществ со 100-процентной долей города «не более чем имитация конкурентной среды». По мнению г-жи Хованской, ссылка властей на выбор жителей в пользу качества услуг, которые предоставляют городские предприятия, является большим преувеличением. По ее данным, качество услуг лишь около 10% нынешних ДЕЗов отвечает потребностям населения. Занимать же доминирующее положение на этом рынке им позволяет административный ресурс. В частности, по мнению г-жи Хованской, таким своего рода «крючком» для жителей являются городские субсидии. По мнению специалиста, без финансовой поддержки города можно было бы обойтись, если бы тарифы на коммунальные услуги были бы сбалансированы. «Оплату за жилищные услуги нужно выводить на полную стоимость, тогда как, например, тариф на воду, который существенно завышен, пересматривать в сторону понижения», -- считает г-жа Хованская. По ее мнению, та форма, в которой столичные власти предлагают реформировать ДЕЗы, является попыткой установить «неестественную монополию в жилищной сфере».

Как рассказали «Времени новостей» в Московском управлении Федеральной антимонопольной службы, сам по себе менеджмент в виде ГУПа является «крайне вредной формой хозяйствования и пагубно влияет на конкурентную среду». Поэтому, по словам главы столичного УФАС Владимира Ефимова, сама идея реорганизации городских унитарных предприятий в акционерные общества -- «тенденция позитивная». Однако, судя по словам г-на Ефимова, антимонопольное ведомство нескольку смущает отсутствие в программе собственно механизма акционирования. «Когда преемники ГУП «ДЕЗ» будут приватизироваться, важно предупредить попадание их в руки одного покупателя, а также предотвратить сделки по объединению акционерных обществ в одну компанию», -- рассказал г-н Ефимов о возможных огрехах будущей реформы.
Юлия ХОМЧЕНКО

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.09.2009
Минобрнауки обещает не устраивать проверку первокурсников по ЕГЭ
Никаких переэкзаменовок по ЕГЭ в российских вузах проводиться не будет, заверил, выступая на пресс-конференции во вторник, руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев... >>
//  читайте тему:  Реформа образования и науки
  • //  23.09.2009
Столичные власти в срочном порядке акционируют дирекции единого заказчика
Московские власти решили дать больше самостоятельности государственным унитарным предприятиям (ГУП "ДЕЗ"), занимающимся управлением и эксплуатацией жилищного фонда города... >>
Реклама