N°163
08 сентября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 НОВОСТИ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.09.2009
«Химера» на дорогах
Отечественные разработчики элементов e-Government не востребованы на родине

версия для печати
С российским софтом происходит то же, что 100 лет назад происходило с российской пшеницей: ее, как известно, экспортировали по принципу «сами недоедим, но вывезем».

Российская софтверная компания Exigen Services разработала специальное программное обеспечение по заказу литовской полиции. Теперь в этой прибалтийской стране полицейский на месте происшествия, прямо в патрульном автомобиле, составляет электронный протокол, распечатывает его и передает нарушителю. Информация о случившемся тут же передается на сервер и становится частью глобальной базы данных о дорожных происшествиях и нарушителях правил движения. Доступ к сведениям получают заинтересованные государственные органы. Обычная в наше время практика, дорожная полиция всякого уважающего себя государства только так и работает. Отечественным IT-компаниям, как видим, разработать и внедрить соответствующие технологии вполне по силам.

Но в России, в отличие от Литвы, ничего подобного нет. Протокол о нарушении правил дорожного движения, составляемый сотрудником ГИБДД, -- это бумажный документ с учетным номером. По нему составляется статистическая учетная карточка после того, как принимается решение о регистрации дорожно-транспортного происшествия и определяется его виновник. Такая карточка уже электронный документ. По этим карточкам можно проследить историю каждого нарушителя.

Казалось бы, не все так плохо: пусть база данных о ДТП пополняется не на дороге, где это ДТП случилось, но все же пополняется на регулярной основе. Но толку от этого мало. Оказывается, что базы данных учетных карточек у каждого региона свои. Вы можете нарушить правила в Московской области, а во Владимирской об этом никогда не узнают. Запрос по месту регистрации транспортного средства (месту жительства водителя) -- бумажная процедура, применяющаяся с первой половины прошлого века, неэффективна до полной бесполезности.

Наше государство с этим мирится, а Литва не пожелала. «Во времена, когда у всех государств каждая копейка на счету, оперативная и эффективная работа становится залогом успешного существования», -- говорит директор по технико-экономическим исследованиям Exigen Services Андрей Заикин. Понятно же, что внедрение IT -- это не статья расходов, а способ экономии. Можно даже посчитать эту экономию, было бы желание.

Российская компания помогает создать элемент электронного правительства (а система учета происшествий на дорогах представляет собой, несомненно, элемент e-Government, хотя и относящийся к back office) соседнему государству в то время, когда наш собственный президент сетует на то, что электронное правительство в России -- «химера». Это очень показательный, типичный даже пример. Подобные примеры вызывают досаду у участников отечественного IT-рынка -- они вспоминают собственные провальные попытки «помочь стране». Так, компания Gramant по заказу шведской Capelon сделала систему управления уличным освещением -- интернет-диспетчерскую, взаимодействующую с осветительным оборудованием по силовым линиям и GSM-каналам связи, экономия электроэнергии на освещение городов и трасс получилась в разы. «Мы выставляли эту систему в Москве, пытались найти заинтересованность у городских властей, -- жалуется исполнительный директор Gramant Анатолий Филин. -- В какой-то момент я понял, что это безнадежно, и прекратил попытки».

Такая невостребованность российских технологий вызывает досаду и у высшей исполнительной власти. По оценке Дмитрия Медведева, «государственные расходы на информатизацию в стране в настоящее время абсолютно сопоставимы с развитыми европейскими странами», но «эффективность использования этих средств у нас весьма и весьма незначительная». Очевидно, раздражение президента было бы еще большим, если бы он знал, как на самом деле далеко продвинулись российские IT-компании, обслуживая другие страны в проектах создания электронных правительств. Наиболее известны, пожалуй, успехи EPAM Systems, работающей в дружественном Казахстане.

«Недоедим, но вывезем», -- в начале прошлого века говорил министр финансов России Иван Вышнеградский о хлебе. С IT ситуация еще хуже, чем тогда с пшеницей. Экспорт софта из России сегодня желателен, это путь к диверсификации экономики, но он фактически не поддерживается государством. Внутренний рынок информационных технологий государство в интересах национальной IT-индустрии тоже не использует.

Бюджет ФЦП «Электронная Россия» (2002--2010 годы) сократится в 2010 году на 55% -- с 2,7 млрд руб. до 1,2 млрд руб. Не бог весть какие, но все же деньги. Индустрия их, однако, не увидит. «Бюджеты крупных стратегических проектов раздуты в разы по сравнению с реальной трудоемкостью их исполнения. Мы тоже были в такой ситуации, когда за смешные деньги полностью анонимно сделали часть статусного государственного проекта», -- раскрыл секреты Анатолий Филин.
Константин ГРИГОРЬЕВ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.09.2009
Российская книготорговля еще не доросла до современных информационных технологий
Книжной индустрии в России пора перестраиваться. Традиционные модели продаж бумажных книг должны вытесняться новыми технологиями -- печатью по требованию прямо в торговом зале, продажей цифровых копий, сдачей книг в аренду и пр. Однако отечественные издатели к этому не готовы... >>
  • //  08.09.2009
Отечественные разработчики элементов e-Government не востребованы на родине
С российским софтом происходит то же, что 100 лет назад происходило с российской пшеницей: ее, как известно, экспортировали по принципу «сами недоедим, но вывезем»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика