N°163
08 сентября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 НОВОСТИ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.09.2009
Как правильно сервировать книгу
Российская книготорговля еще не доросла до современных информационных технологий

версия для печати
Книжной индустрии в России пора перестраиваться. Традиционные модели продаж бумажных книг должны вытесняться новыми технологиями -- печатью по требованию прямо в торговом зале, продажей цифровых копий, сдачей книг в аренду и пр. Однако отечественные издатели к этому не готовы.

Как источник информации книги безнадежно устарели, уверен канадский бизнесмен и публицист Дон Тапскотт. По его словам, уже никто не читает их от начала и до конца -- если, конечно, речь не идет о художественном романе. А в будущем люди и вовсе начнут черпать любую информацию только из цифровых источников.

Г-н Тапскотт -- соавтор книги «Викиномика». Этот деловой бестселлер рассказывает о том, что массовое сотрудничество людей возможно не только в Wikipedia или YouTube, но и в коммерческих компаниях.

Тапскотт пишет о 23-летнем студенте Оксфорда, который за все время обучения не прочитал ни одной книги, получая всю необходимую информацию из Интернета с помощью Google. Дон Тапскотт считает, что его знакомый студент -- всего лишь одна из первых ласточек новой системы обучения. «Обучение посредством цифровых технологий станет самым престижным видом образования в мире», -- говорит он. Ситуацию с подобным образованием в России этот эксперт в онлайн-технологиях оценивает как драматическую и советует нашим властям озаботиться не только подключением школ к Интернету, но и выдачей школьникам ноутбуков, а также контролем за тем, чтобы у каждого ребенка дома был доступ к цифровым технологиям. Г-ну Тапскотту очевидно, что без вложений и продуманной стратегии воспитания образованного поколения у экономики страны нет будущего.

Книжной индустрии России действительно необходимо срочно обратить внимание на продажу цифрового образовательного контента, вторит Дону Тапскотту другой влиятельный эксперт -- председатель Book Industry Communications Майкл Холдсуорс. При условии, если эта индустрия хочет выжить и развиваться. Ровно об этом -- влиянии электронного контента на развитие книжного рынка -- и говорили на очередной книжной ярмарке, что прошла на ВВЦ.

Майкл Холдсуорс рассказал о том, как именно должна меняться отечественная книжная индустрия и с кого ей брать пример.

Во-первых, по словам г-на Холдсуорса, любой издатель обязан иметь хорошо структурированный, качественный веб-сайт. Обнаружить таковой среди отечественных издательств удается нечасто.

Во-вторых, через этот сайт непременно должны осуществляться онлайн-продажи и традиционных книг, и -- что намного важнее -- их цифровых копий. Объем американского рынка электронных книг эксперт оценивает в 1 млрд долл. «Издатели должны сотрудничать с интернет-магазинами и электронными библиотеками, -- говорит Майкл Холдсуорс. -- Необходимо не только продавать книги и учебные пособия, но и ставить активные ссылки на партнеров, среди которых могут быть библиотеки университетов, образовательные ресурсы, онлайн-типографии». По сути, г-н Холдсуорс говорил о трансляции контента через партнерские компании и сайты, на чем и строится издательский бизнес в США.

В-третьих, развитие образовательного контента -- именно на него и призывал издателей делать ставку западный эксперт. Г-н Холдсуорс привел в пример учебные пособия, сделанные с использованием «электронной бумаги». При помощи таких пособий, по словам эксперта, уже занимаются некоторые американские студенты. Развитие онлайн-продаж образовательных пособий -- одно из самых перспективных направлений в российском книгоиздании.

Еще одно перспективное направление стало четвертым пунктом доклада Майкла Холсуорса. Это направление состоит в использовании технологий Print on demand (печать по требованию). Это позволяет автору или издателю печатать книги в любом количестве экземпляров, а потом продавать самостоятельно, назначая цену. Ценообразование формализовано: на специальном сайте пользователи могут ввести необходимые параметры заказа и узнать, во что обойдется печать тиража.

Технологией Print on demand в США активно пользуются книготорговцы, говорит Майкл Холсуорс. В торговых залах книжных магазинов стоит пара устройств -- одно печатает, другое делает переплет. Процесс выглядит так: покупатель выбирает из каталога (более 35 тыс. наименований книг) необходимую книгу и указывает ее тираж (можно даже в одном экземпляре), подбирает тот или иной дизайн и нажимает кнопку для печати. Потом заказывает себе чашечку кофе и не успевает ее допить, как его персональная книга оказывается напечатанной. Стоимость этого удовольствия -- от 3 до 10 долл. в зависимости от размера и качества исполнения.

То же самое можно делать и в Сети. Книгу по вашему выбору может отпечатать, например, онлайн-типография. В Штатах появилась целая индустрия, выросшая из подобных онлайн-типографий.

Впрочем, у американских читателей помимо Print on demand имеются другие способы быстро и недорого получить необходимую книгу. Сдача электронных книг (целиком или по частям) в аренду (от часа) и электронные читательские абонементы -- это очередной, пятый программный пункт в докладе Майкла Холсуорса. По его словам, это очень популярное и выгодное направление в книжной индустрии: «Лучше всего комбинация всех возможных методов -- от почасовой сдачи книг в аренду до продаж цифровых копий». К чести нашей страны, как раз в этом пункте нам есть чем похвастаться. Электронная библиотека ЛитРес.ру уже ввела систему электронного абонемента.

Финальным аккордом речи Майкла Холсуорса стала очередная брошенная российским книгоиздателям идея -- о продаже на их веб-сайтах (для начала -- хорошо сделанных) аксессуаров для чтения. В качестве примера он привел симбиоз Amazon и Kindle. Традиционные книгоиздатели в Штатах стремятся использовать и эту статью доходов -- они продают карты памяти и устройства для чтения книг.

Интерес к докладу Майкла Холсуорса проявили владельцы веб-ресурсов, но не книгоиздатели. Подавляющее большинство последних так и осталось у своих стендов. Наш корреспондент обошел стенды нескольких издательств и убедился в том, что отсутствие интереса к IT-будущему мирового книжного бизнеса объясняется неверием издателей в эффективность описанных технологий, примененных в российских условиях.

Например, издательство «Магма» издает альбомы по архитектуре, дизайну, искусству и фотографии. Его представитель объяснил, что их продукцию можно купить онлайн, но только традиционные издания. Продажа цифровых копий, абонементы и аренда электронных книг для издательства направления неперспективные. А Print on demande и вовсе кажется нереальным делом. «Кому может прийти в голову распечатать альбом по искусству на принтере? -- удивляются в издательстве. -- Это же не художественный текст!»

Однако руководитель отдела корпоративных проектов компании Xerox Дмитий Гадецкий уверен, что потенциальные клиенты, использующие Print on demande, у «Магмы» есть. По крайней мере в Штатах на цветном принтере распечатывают все что угодно -- даже пособия по конному спорту. Возможно, культурные различия между нашими странами, обусловливающие отношение к художественным альбомам как к искусствоведческой ценности, а не объекту копирования, пока не позволяют предлагать подобную услугу.

Представители издательского дома Мещерякова о возможности сдачи книг в аренду впервые услышали от нашего корреспондента. Направление продаж цифровых копий книг издательскому дому вообще неинтересно -- там считают, что их аудитория ориентирована исключительно на традиционные книги, и рисковать не желают.

В группе «Рипол Классик» такую точку зрения полностью разделяют. Главное, что мешает продаже цифровых копий -- пиратство, говорит коммерческий директор «Рипол Классик» Виктор Левченко. Сделать с этим, по его мнению, ничего нельзя, даже в странах с законопослушными гражданами. «Если бы иностранные правообладатели и авторские агентства дали нам дисконт на покупку прав для тех, кто купил права на бумажные книги -- хотя бы на время старта, -- мы могли бы попробовать», -- размышляет Виктор Левченко.

Впрочем, Виктор Левченко признает, что интерес к теме сотрудничества интернет-магазинов и издателей растет. Только в один день книжной ярмарки к нему подошли три-четыре партнера (как правило, владельцы интернет-магазинов), желающие продавать электронные книги.

Генеральный директор ЛитРес.ру Алексей Кузьмин настроен оптимистично. По его мнению, в России в ближайшие год- полтора будет идти процесс накопления авторских прав, и когда это завершится, объем рынка электронных книг начнет интенсивно расти -- на 500% ежегодно, говорит он. Лет через десять электронные книги прочно займут 10--15% всего книжного рынка. Тогда-то, не исключено, на российский книжный рынок придут наконец современные технологии.
Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.09.2009
Российская книготорговля еще не доросла до современных информационных технологий
Книжной индустрии в России пора перестраиваться. Традиционные модели продаж бумажных книг должны вытесняться новыми технологиями -- печатью по требованию прямо в торговом зале, продажей цифровых копий, сдачей книг в аренду и пр. Однако отечественные издатели к этому не готовы... >>
  • //  08.09.2009
Отечественные разработчики элементов e-Government не востребованы на родине
С российским софтом происходит то же, что 100 лет назад происходило с российской пшеницей: ее, как известно, экспортировали по принципу «сами недоедим, но вывезем»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика