N°14 29 января 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Сон юного аристократа Андрис Лиепа воскрешает еще один дягилевский балет
В нынешнем году по всему миру пройдут торжества в честь 100-летия дягилевских «Русских сезонов» -- каждый уважающий себя театр вытаскивает из запасников репертуара какой-нибудь из балетов, созданных в знаменитой антрепризе, или специально приобретает по такому случаю ранее не шедший спектакль. Пока ничего не известно о том, будут ли отмечать эту дату государственные российские театры или решат, что праздновать отъезд первых балетных диссидентов, поспоривших с государством, на Запад нынче вовсе не стоит. А вот Андрис Лиепа не мог остаться в стороне -- уже восемнадцать лет он занимается тем, что воскрешает на сцене названия «дягилевских» балетов. В июне все восстановленные и спродюсированные им спектакли он повезет в Париж -- туда, где большинство из них появилось на свет, для того арендован театр Champs Elysees. Сейчас же -- в грядущее воскресенье -- фонд Мариса Лиепы и компания SAV Entertainment предъявят в Кремлевском Дворце московской публике последнюю премьеру нынешней антрепризы. Последний пункт той программы, что летом проинспектируют парижане.
«Павильон Армиды» был тем балетом, с которого начались балетные «Сезоны» (до того Дягилев представлял иноземцам музыку и оперу). Первоначально он был сочинен Михаилом Фокиным в Мариинском театре, то есть это еще не полностью инициированная антрепренером постановка. Фокин считал этот свой балет компромиссом с дирекцией, ему казалось, что ему слишком диктовали, что именно должно быть на сцене. Но в результате именно «Павильон Армиды», в котором новаторство Фокина еще не было декларировано с его ригористской прямотой, стал замечательным спектаклем для обозначения начала новой эры в балете. Он не испугал, но восхитил; это было важно. Балет не сохранился «в ногах», и потому тот спектакль, что представят в Кремле Андрис Лиепа и хореограф Юриус Сморигинас (уже работавший в антрепризе, сделавший там «Тамар»), -- это вариации на тему, поклон легендарному балету. Не связанные хореографическими историческими источниками, авторы нового «Павильона Армиды» сочли возможным изменить и музыку балета, и его либретто. К сорока минутам «Армиды» Черепнина они добавили еще полчаса музыки того же композитора, взятой из других его произведений, и добавили в сюжет еще одну важную героиню. В фокинском балете путешествующий юный аристократ укрывался от непогоды в барочном павильоне и засыпал в нем. Со старинного гобелена сходила волшебница Армида, решившая, что юноша ее давний возлюбленный Ринальдо; далее шла череда сказочных танцев -- дивертисмент, в котором особенно выделялось па-де-труа наперсниц Армиды и ее раба; рабом был Нижинский. Утром герой обнаруживал, что стал рабом призрачной колдуньи, и предавался отчаянию -- он больше никогда не увидит свою невесту. Вот эту невесту, что лишь подразумевалась у Фокина, Лиепа и Сморигинас и заставили выйти на сцену и насочиняли для нее танцев. (Роль досталась приме Кремлевского балета Наталье Балахничевой, так что невеста должна получиться по-настоящему обаятельной). Армидой будет одна из лучших балерин Большого театра Мария Александрова, и уж грозной стати той волшебнице будет не занимать. Путешествующим виконтом -- мариинский виртуоз Михаил Лобухин; а вот про па-де-труа ничего не сказано, и будет ли оно вообще -- неизвестно. (Понятно, что Лобухина не стали бы вызывать из Мариинки, чтобы занять во второстепенной роли, значит, акцент с дивертисментных танцев будет перенесен на взаимоотношения главных героев.) То есть ждать реконструкции точно не приходится, а для любителей исторической точности в тот же вечер будет показано «Болеро» Брониславы Нижинской, точнехонько воспроизведенное в антрепризе пару лет назад, лучший из всех затеянных Андрисом Лиепой спектаклей. В следующих планах фонда -- «Нарцисс» и «Клеопатра». Но это уж после парижского вояжа. |
Новый фильм от автора «Красоты по-американски» на московских экранах Когда скромный британский режиссер Сэм Мендес снял «Красоту по-американски», от него никто ничего не ждал. Пять «Оскаров», включая лучший фильм и режиссуру, были приятным сюрпризом. Следующие его фильмы подобной славы не добились... >>
«Персимфанс» в «Школе драматического искусства» «Первый симфонический ансамбль без дирижера», или «Персимфанс» (неправда ли, в названии равно слышится языковой конструктивизм и нечто нежное, французское) -- одно из самых знаковых, хотя и подзабытых изобретений революционных 20-х... >>
На сцене театра «Практика» сыграли пьесу «Парикмахерша» Мне кажется, этот спектакль создан, чтобы быть хитом -- маленьким негромким хитом маленького театра. Ироническая современная сказка со счастливым концом -- это то, чего сегодня очень хочется зрителям... >>
Андрис Лиепа воскрешает еще один дягилевский балет В нынешнем году по всему миру пройдут торжества в честь 100-летия дягилевских «Русских сезонов» -- каждый уважающий себя театр вытаскивает из запасников репертуара какой-нибудь из балетов, созданных в знаменитой антрепризе, или специально приобретает по такому случаю ранее не шедший спектакль.... >>
В отличие от своего старшего современника Сэлинджера Джон Апдайк декларировал, что предпочитает "быть плохим писателем, чем не писать вовсе». И с 50-х годов опубликовал более 50 романов, сборников стихов, рассказов, эссе. Его посвященные литературе колонки до последнего времени выходили в журнале The New Yorker... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|