N°122 13 июля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Красно придумано! В ГЦСИ выставкой «Русская красота» отметили десятилетие фонда культуры и искусства «Про Арте»
«Про Арте» -- самая успешная институция современного искусства Санкт-Петербурга. Созданный как негосударственный благотворительный фонд «Про Арте» поддерживается городским комитетом по культуре, российским Фондом Михаила Прохорова и американским Фондом Форда. По словам директора «Про Арте» Елены Коловской, отсутствие стабильного госфинансирования побуждает сотрудников работать максимально интенсивно, с полной самоотдачей. В конце концов в отличие от госслужащих проартовцы даже не могут строить планы на много лет вперед. Все надо делать быстро, оперативно и максимально эффективно. Что, собственно, и получается: более 3 тыс. событий за десять лет, включая 200 выставок, 300 концертов, мастер-классы, образовательные программы. И при этом в штате «Про Арте» работают всего десять человек. Остальные культуртрегеры (теоретики, историки искусства, художники, музыканты и -- особая гордость для нашего издания -- обозреватель «Времени новостей» Дина Годер, курирующая программу «Про Арте» «Культурная журналистика») -- специалисты приглашенные.
Двое из них -- известные петербургские историки искусства, кураторы Глеб Ершов и Станислав Савицкий привезли в Москву, в Государственный центр современного искусства юбилейную проартовскую выставку «Русская красота». Подробное знакомство с кураторской концепцией и с самой выставкой убедило: в модерировании богатой, многосоставной по смыслам культурной ситуации внутри «северного» (петербургского) артсообщества ресурсы далеко не исчерпаны. «Про Арте» заняться есть еще много чем. Больше всего понравился изящно изданный к выставке (художник Юрий Александров) каталог с блистательными кураторскими текстами. Продолжая тему своей недавней программы «Прогулки за искусством», в «Русской красоте» Глеб Ершов и Станислав Савицкий разрабатывают новый исследовательско-образовательный метод восприятия современного искусства, построенный на игре в ассоциации и обращении к богатой творческой фантазии вовлеченных в процесс. Уже несколько лет господа Ершов и Савицкий собирают компанию единомышленников (в том числе студентов «Про Арте») и ходят по так называемым «урочищам» -- нетуристическим, но жутко любопытным для интеллектуалов-артэтнографов ландшафтным зонам Санкт-Петербурга и других городов и весей России (даже мира). Ищут интеллектуалы из «Про Арте» так называемые «найденные объекты» современного искусства: те чаще всего затертые в убогий городской или сельский пейзаж диковины, что при наличии хороших эрудиции и воображения могли бы быть приписаны гуру современного искусства и архитектуры. Ну, например, аляповато раскрашенный на детской площадке пластиковый цветочек приписывается Джеффу Кунсу, а красивое нагромождение заводской арматуры принимается как инсталляция Йозефа Бойса... Шутливый тон не влияет на качество прогулок. Игра в ассоциации оттачивает профессиональный глаз, а скитания по небанальным «урочищам» стимулируют появление альтернативной исторической летописи городов родной страны. «Русская красота» во многом подхватывает принятую кураторскую стратегию. Как на свободном ассоциативном уровне схватить то родное-нутряное, что определяет красивое «свое» без оглядки на откровенную стилизацию русского наива у «Митьков» или неоакадемических штампов мастеров школы Тимура Новикова? Господа Савицкий и Ершов ответ дают в своей каталожной статье, изобилующей изысканными аллюзиями, удачно введенными в ткань текста неологизмами и жаргонизмами. Их вдохновляет пример Левши (на крайний случай Самоделкина). «Обращение к естественным художественным формам избавляет от необходимости иметь дело с растиражированными образами русской красоты... В мусоре и штуковинах неизвестного предназначения есть свобода обращения с реальностью как со строительным материалом». Опять-таки кураторы настоятельно призывают художников «разуть глаза» и, увидев все непредвзято и заинтересованно, освободиться в оценке русской красоты от привычных штампов. Пусть даже штампов «актуального искусства», а не почвеннического. Как и следовало ожидать, предложение было услышано не всеми приглашенными петербургскими художниками разных поколений. Потому по парадоксальной логике лучшими работами оказались те, что созданы самой кураторской группой. Это сделанное участниками «Прогулок за искусством» слайд-шоу о вымышленной архитектурной мастерской «Сидоров и сыновья», в которой якобы вот уже многие десятилетия повсеместно изготавливаются шедевры малых форм: загадочно преломляющие поэтику зодчества Древней Руси и авангарда сараюхи, будки, трансформаторные подстанции и т.п. Второй шедевр: найденный кураторами объект «Недотыкомка» -- глиняная свистулька, безупречно простая и искренняя форма которой приписывается господами кураторами известному художнику и археологу XIX века, живописцу российских древностей Федору Солнцеву. Если подойти к витрине, где «Недотыкомка» лежит, можно услышать, как красиво она свистит. Свободному полету ассоциаций многие приглашенные Глебом Ершовым и Станиславом Савицким художники предпочли путь по накатанной -- очередное, чаще плоское и предсказуемое вышучивание фольклорных, лубочных тем и мотивов: о голых бабах на пруду, о боярышнях с косами и в кокошниках, об избушках, матрешках, лаптях... В длинном ряду проектов убедительными оказались те, что демонстрируют незаурядный пластический талант создателей, художническую маэстрию: картины Виталия Пушницкого с отраженными в лужах пейзажами, светопроекция Сергея Денисова с корнями и движущимися тенями предметов, ювелирно сделанная панорама «Буровая» Ильи Гапонова и Кирилла Котешова, абстрактные объекты Петра Белого, Елены Губановой, Ивана Говоркова, видеоарт с летающими мошками-планетами Ильи Трушевского... Как и многие, собранные под глобальную тему выставки, «Русская красота» засвидетельствовала, что лучше всех ее понимают и оригинально интерпретируют кураторы. А художникам еще есть чему поучиться. Тем паче что «Про Арте» -- отличный институт! |
В прокат вышел новый фильм Педро Альмодовара «Разомкнутые объятия» Сюжет «Разомкнутых объятий», как часто у Альмодовара, строится как череда флешбэков, постепенно возмещающих изначальную непонятность истории. Поэтому линейно пересказывать его не очень правильно, но мы попробуем этот рассказ минимизировать... >>
В московском парке «Коломенское» играет спектакли французский «Цирк иси» В прошлом году мне уже приходилось писать про этот удивительный цирк: тогда представление Жоана Ле Гийерма «Секрет» во второй раз пригласили в программу Авиньонского театрального фестиваля -- небывалый почет. Небольшой шатер «Цирка иси» там разбили в одном из лицейских дворов Старого города... >>
Завершился кинофестиваль в Карловых Варах Организаторы 44-го Карловарского международного кинофестиваля не скрывали своей честолюбивой цели -- войти в четверку крупнейших европейских кинофестивалей наряду с Канном, Берлином и Венецией. Как ни странно, им это практически удалось... >>
В ГЦСИ выставкой «Русская красота» отметили десятилетие фонда культуры и искусства «Про Арте» «Про Арте» -- самая успешная институция современного искусства Санкт-Петербурга. Созданный как негосударственный благотворительный фонд «Про Арте» поддерживается городским комитетом по культуре, российским Фондом Михаила Прохорова и американским Фондом Форда... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|