N°118 07 июля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Звуколюди Владимир Тарасов представил в «Школе драматического искусства» композицию «Думая о Хлебникове»
Владимир Тарасов -- барабанщик легендарного трио ГТЧ (Ганелин--Тарасов--Чекасин), единственного коллектива советских времен, навсегда вошедшего в историю мирового джаза. Уже в позднесоветскую пору Тарасов собрал яркую коллекцию неофициального искусства. В начале 1980-х он фактически первым в Восточной Европе начал выступать и записываться с сольными проектами, которые с тех пор называет Atto -- акт, действие. Иногда это были разросшиеся до масштабов концерта джазовые соло-брейки, но чаще перфомансы (и даже хэппенинги), аудиоинсталляции в духе соц-арта с электронными коллажами из советских песен (порой с участием знаковых фигур советского андеграунда -- от Ильи Кабакова до Дмитрия Александровича Пригова). Не так давно два CD-лейбла -- московские «Длинные руки» и британский Leo Records (открывший для Запада советский новоджазовый андеграунд) совместно выпустили «полное собрание сочинений» Тарасова для ударных соло.
Показанная с аншлагом в «Школе драматического искусства» аудиовизуальная композиция открывает серию проектов «Школы», которые в следующем сезоне представят музыканты из круга Анатолия Васильева (международное трио Jones, Jones с тем же Тарасовым, Марк Пекарский, Мирча Арделяну, Владимир Мартынов). Композиция называется «Думая о Хлебникове», и имя это скорее концептуальное, чем музыкально-программное. Конечно, легко подставить под шаманские ритмы и вкрадчивые тембры перкуссии Тарасова хрестоматийные строки «Гзи-гзи-гзэо пелась цепь» (вообще часто используемый музыкантами текст). Тем более что именно композиторы-футуристы (иные из них занимались и живописью) первыми ввели в музыку шумовые ударные. Поразительно, но у американского современника Хлебникова футуриста-леттриста И.И. Каммингса тоже есть стихотворение «Кузнечик», его тоже в последнее время регулярно озвучивает музыкальный неоавангард. Но настоящим ключом к тарасовскому «Думая о Хлебникове» служит концептуальный видеоряд его инсталляции. Это всего две фактически статичные «картинки». Во вступлении несколько рядов аккуратно раскрытых книг с чуть трепещущими страницами. Потом в течение всего вечера одна книга, сильно увеличенная, но все равно с неразличаемым текстом. Изменения числа книг на экране, соотношение шумов и тонов, ритмов и тембров, сам звуковой процесс -- поводы для нумерологических выкладок в духе самого Хлебникова. За периодом постмодернистской вседозволенности и явно в пику вседозволенности компьютерной пришла эпоха самоограничения. Недавно аудиовизуальную инсталляцию «Тайная вечеря», выдаваемую за художественный фильм-балет некоего Арно Бушара, выпустил на DVD саксофонист Джон Зорн. Работа выполнена в совершенно неожиданном для автора, лидера постмодернистского Даунтауна, минималистском стиле (правда, с излюбленными им гиньольными образами). Вот и Тарасов вступил в эру самоограничений. Никакой электроники, чистейшая акустика -- ударная установка с многочисленной перкуссионной «мелочью», звенящей, стрекочущей и певучей (да-да, певучей, когда из медных тарелок и гонгов звук извлекают скрипичным смычком). Плюс симфонические литавры, звуковая тайнопись которых совершенно не используется в джазе, даже самом новаторском. У Тарасова же все идет в дело: хлебниковский Шаман встречается с Венерой, но с минималистской повторяемостью. Что выводит на другого Хлебникова -- автора текстов из однокоренных слов, что предвосхищают минимализм, так же как «Роза это роза» Гертруды Стайн. Вспомните «О, рассмейтесь, смехачи...» или «Я любоч, любимый, любаной...». «Мы идем в населенные людьми звуки, -- писал Хлебников. -- Скорее учитесь играть на ладах. Мы звуколюди. Скрипка у меня на плече!» Вот это на самом деле программа тарасовских «дум». И он, говоря хлебниковскими словами, в который уже раз «чарует и чурается». |
Скончался Василий Аксенов Василий Павлович Аксенов прожил без малого семьдесят семь лет. Последние полтора года (с января 2008-го) он пребывал буквально на грани бытия, но и утратив сознание, словно бы не хотел покинуть страстно и неизменно любимую им нашу грешную и прекрасную землю... >>
«Затащи меня в ад» на московских экранах Девушка Кристина, приятная во всех отношениях, обладательница неплохой работы в страховом агентстве или как это там называется, симпатичного и всепонимающего бойфренда, уютной квартирки с котиком, вовсе не способная жаловаться на жизнь, однажды отказала в кредите довольно-таки омерзительной старушенции... >>
В легендарном ансамбле ленинградского конструктивизма демонстрируются достижения молодого искусства В одном из корпусов бывшей трикотажной фабрики «Красное знамя», сооружении для ленинградского авангарда знаковом, открылась двухнедельная выставка «Пространство тишины». Событие любопытно и как смотр молодого актуального искусства, и как повод поразмышлять о сохранении наследия. >>
Японский спектакль на Чеховском фестивале В «Самоубийстве влюбленных в Сонэдзаки» метровые куклы управляются стоящими рядом с ними людьми, облаченными в черные одежды, -- скрыты и лица, и кисти рук («ниндзя» -- сказал, естественно, сидящий рядом ребенок, приведенный в театр мамой, что среагировала на слово «куклы» и не обратила внимание на название пьесы)... >>
Владимир Тарасов представил в «Школе драматического искусства» композицию «Думая о Хлебникове» Владимир Тарасов -- барабанщик легендарного трио ГТЧ (Ганелин--Тарасов--Чекасин), единственного коллектива советских времен, навсегда вошедшего в историю мирового джаза. Уже в позднесоветскую пору Тарасов собрал яркую коллекцию неофициального искусства... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|