N°106
19 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.06.2009
Камерная музыка улицы
Два вечера с Паулем Хиндемитом в Малом зале Консерватории

версия для печати
В течение двух вечеров в Малом зале Консерватории звучала музыка Хиндемита, одного из крупнейших композиторов ХХ века. Три его сочинения представил пианист Яков Кацнельсон в концерте "Посвящение Францу Шуберту и Паулю Хиндемиту". А днем позже ансамбль "Студия новой музыки" и Тигран Алиханов исполнили "Камерную музыку №2" в программе "Антология концерта", завершившей одноименный абонемент Московской филармонии.

Двойное приношение Паулю Хиндемиту -- результат стечения обстоятельств, никаких годовщин и других формальных поводов. Впрочем, юбилейная шумиха Хиндемиту в принципе не грозит: о нем редко вспоминают не только у нас, но и во всем мире. И даже на продвинутом Зальцбургском фестивале Хиндемита не играли несколько лет. Между тем это композитор масштаба Стравинского, Шенберга и Бартока -- в европейской музыке первой половины ХХ века он играл определяющую роль. Его сочинения присутствовали в репертуаре большинства знаменитых дирижеров прошлого столетия. Хиндемит работал во всех возможных жанрах и писал практически для всех основных инструментов симфонического оркестра. Дирижер, скрипач, блестящий альтист, Хиндемит уделял особое внимание альту, создав для него ряд сонат, концертов и других сочинений.

В то же время в огромном наследии Хиндемита, вероятно, нет сочинения, которое играло бы роль мгновенно опознаваемой визитной карточки. Скажем, современник Хиндемита Карл Орф -- композитор меньшего масштаба, однако его Carmina Burana известна практически всем, как известны Второй концерт Рахманинова, "Петрушка" Стравинского и Ленинградская симфония Шостаковича. У Хиндемита подобного опуса нет, как нет и исполнителей, которые бы постоянно пропагандировали его творчество. Его симфонические сочинения не исполнялись в Москве несколько лет, и даже альтисты, которые многим обязаны Хиндемиту, вспоминают о нем редко. Давно не звучал в Москве великолепный скрипичный концерт, входивший в репертуар лучших скрипачей ХХ века и сравнимый с высшими образцами жанра. Исполняются лишь сочинения малой формы, и то нерегулярно.

Тем серьезнее заслуга ансамбля "Студия новой музыки" и пианиста Тиграна Алиханова, великолепно исполнивших "Камерную музыку №2" Хиндемита для фортепиано и двенадцати инструментов в программе "Антология концерта". Сочинения, объединенные определением "камерная музыка", среди лучшего, что создано Хиндемитом, в своем роде это аналог Бранденбургских концертов Баха. В цикле, куда входят семь концертов для солирующих инструментов и небольшого ансамбля, Хиндемит возрождает традиции Баха, Генделя, Вивальди, однако речь ни в коем случае не о стилизации. Обращаясь к форме барочного concerto grosso, Хиндемит в то же время использует элементы джаза, городской бытовой музыки 20-х годов, создавая "камерную музыку улицы", по определению Бориса Асафьева. Солистам "Студии новой музыки" и Тиграну Алиханову удалось подчеркнуть острые стилистические и темповые контрасты сочинения. Это исполнение вспоминается как праздник.

Днем раньше пианист Яков Кацнельсон в компании коллег представил камерные сочинения Хиндемита, удачно "прослоенные" опусами Шуберта. Кацнельсон не только лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории, яркий солист и ансамблист, но и постоянный участник зимнего фестиваля "Возвращение", где музыка Хиндемита время от времени все же звучит. Так, на десятом, юбилейном "Возвращении" Кацнельсон играл фортепианную сюиту Хиндемита "1922", фрагментом которой завершился концерт в Малом зале. Открыла его Соната для саксофона и фортепиано -- лаконичное сочинение, раскрывающее типичные черты музыки Хиндемита: лирика без сентиментальности и пафоса, балансирование между тональностью и отказом от нее, органичное соединение баховской полифонии и джазовых интонаций.

Саксофонист Леонид Друтин и альтист Максим Новиков участвовали также в исполнении Трио для альта, саксофона и фортепиано, где каждый инструмент выступает с пространным монологом, прежде чем все трое сливаются в "Попурри" -- финальной части, напоминающей джазовую импровизацию. Два концерта в Малом зале -- подтверждение того, что желание исполнителей сыграть любимую музыку куда более весомый повод для ее исполнения, нежели любой юбилей.
Илья ОВЧИННИКОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.06.2009
Московский кинофестиваль откроется сегодня фильмом Павла Лунгина
Картина Лунгина называется «Царь», и первым в списке исполнителей идет Петр Мамонов, играющий Ивана Грозного. На самом деле главный герой фильма, конечно, митрополит Филипп, потому что именно с ним происходят основные изменения... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  19.06.2009
Ману Чао снова даст концерт в Москве
Непримиримый враг глобального капитализма и верный друг бойцов многочисленных латиноамериканских революционных течений, Мануэль Чао, он же Ману Чао, вновь даст концерт в Москве... >>
  • //  19.06.2009
Выставка Юрия Григоряна в галерее «Артефакт»
21 июня в галерее «Артефакт» на Пречистенке (дом 30/2) открывается выставка заслуженного художника России Юрия Григоряна. «Подвиг постоянства» -- таков лейтмотив творчества художника. Родившийся в Армении, в Нагорном Карабахе, шестидесятидвухлетний художник с 18 лет живет в Москве... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.06.2009
Чеховский фестиваль, выросший из Конфедерации театральных союзов бывших советских стран, по старой памяти старается знакомить Москву со спектаклями из сопредельных государств. Эта часть фестиваля, как правило, не может выдержать сравнения с зарубежной программой, полной звезд мирового театра, но публика находится и для нее... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  19.06.2009
Два вечера с Паулем Хиндемитом в Малом зале Консерватории
В течение двух вечеров в Малом зале Консерватории звучала музыка Хиндемита, одного из крупнейших композиторов ХХ века. Три его сочинения представил пианист Яков Кацнельсон в концерте "Посвящение Францу Шуберту и Паулю Хиндемиту"... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика