N°101
11 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.06.2009
Великая держава без комплексов
Россия должна научиться представлять себя миру

версия для печати
Конкурс песни "Евровидения" в Москве был организован и проведен с грандиозным размахом. Скорость, с которой менялись потрясающие воображение декорации, невероятна. Красочность сценической постановки номеров -- пусть и на закупленном за границей оборудовании, но осуществленная российскими мастерами -- поражала. Дай бог, чтобы и жизнь вне сцены была столь же красочна и празднична и чтобы отношение Европы к России и России к Европе излучало такую же доброжелательность, как в тот вечер.

Были и недостатки, что нормально на столь блистательном фоне. Удивило выступление конкурсантки от России Анастасии Приходько -- речь не о пении, а о том, что имеет прямое отношение к предмету данного текста. Компьютерная программа, сопровождавшая ее выступление, была поразительна дважды: нет, не технологией, позволяющей старить человека за пару минут -- подобным сегодня поразить трудно. Во-первых, самой идеей сделать красивую женщину на глазах стареющей, которая вряд ли соответствует праздничной атмосфере и способствует занятию высоких мест в конкурсе. Еще более значительно настораживает сам факт того, что перед выступлением представительницы России по всем каналам телевидения рекламировалась в первую очередь компьютерная программа, а не само пение. Настораживает сам факт подобной эстетики, в которой человек отодвигается на второй план.

Отметим, что это логичное развитие пения российских групп под фонограмму (в США, например, на концертах оно запрещено федеральным законом), а затем в качестве еще более далекого шага от человеческой индивидуальности -- появление поющих под одну и ту же фонограмму и имеющих одинаковое название нескольких групп, гастролирующих по стране. Человек всегда был центральным персонажем советской и европейской эстрады. Не думаю, что следует ломать эту традицию.

Однако писать текст меня заставили не эти "мелочи" -- сравнительно с тем, на что обратил внимание поневоле. По традиции каждой стране перед голосованием дается право представить в течение немногих минут свою страну. Не так часто российским артистам и телеведущим предоставляется возможность выступить перед полумиллиардной аудиторией на четырех континентах. И что же сказала в эти минуты миру о себе Россия?

Сказанное во время этого ролика настолько поразило меня, что я не поленился прогнать видеомагнитофон в этом месте записи замечательного представления несколько раз, чтобы не ошибиться ни в одной букве. Вот какие слова были сказаны миру, чтобы представить Россию.

«Ну а пока вы голосуете, --говорит появившаяся на экране экскурсовод, представленная как Ирена, -- мы приглашаем вас в путешествие по Москве, во время которого мы попытаемся развеять кое-какие мифы, которые образовались в голове мирового сообщества о России. Итак, внимание на экран».

Девушка продолжает: "Друзья дорогие, все, что вы знаете о нашей стране, -- это абсолютная неправда, и сейчас вы в этом убедитесь. ("Все плохое неправда", -- исправил Киркоров это действительно странную opening remark, транслируемую на весь мир). Самая распространенная ошибка -- по поводу того, что в России у нас медведи ходят по улицам. Но это, конечно же, неправда, никаких медведей у нас на улице нет. А·также что мы до сих пор живем в Советском Союзе и у нас все контролируется КГБ. Но это тоже абсолютная неправда.

Многие люди за рубежом думают, что у нас очень холодно, в течение всего года идет снег летом и люди всегда носят валенки и ушанки. Но это тоже неправда, поверьте.

Также люди за·рубежом думают, что русские любят пить и всегда, всегда пьют только водку -- но это тоже неправда, в этом вы можете убедиться прямо сейчас". (На экране группа людей пьет, по-видимому, не водку а что-то другое.)

Гид человечества по России продолжает: "И последний но, наверное, самый распространенный миф о нашей стране это то, что мы едим большими ложками черную икру день и ночь. Но это как раз правда". (На экране прохожим раздают стаканчики от мороженого, доверху наполненные икрой.)

Не знаю как вас, а меня такая "реклама" страны великой культуры, великой литературы и великой музыки, в том числе и популярной, раздражила и потрясла. Авторы представления России на "Евровидении" почему-то уверены в том, что европейская аудитория настолько невежественна и дремуча, что никогда не смотрела телевизор. Иначе с чего бы это они, видящие Москву чуть ли не в каждой программе новостей, будут думать, что по улицам России летом ходят в шапках-ушанках. Не думаю, что в Европе и Северной Америке найдется хотя бы один половозрелый человек с нормальной психикой, который всерьез полагает, что в России по улицам бродят медведи. Или что летом в Москве идет снег. Или что в валенках летом ходят не модницы, а нормальные люди.

На кого же рассчитан этот ролик? Его содержание отвечает стереотипу "создания положительного образа России". Который по самой постановке задачи предполагает, что образ России на Западе отрицательный -- коль скоро его надо развеять. При этом выбор заведомо абсурдных представлений, которые якобы надо развеивать, пересекается со странными заявлениями вроде того, что в России пьют не только водку. Ну разумеется, иногда пьют не только родимую, бывает пьют и пиво, и квас. Но можно до второго пришествия убеждать Запад, что в России не напиваются, если противоположное и в России, и в Европе, и в США с россиянами происходит на каждом шагу: а именно напиваются и именно водкой. Сообщение, что водку русские пьют не всегда, является непонятно что опровергающим доводом.

Клип закончился цитированием мнения, что в России все едят черную икру ложками -- и демонстрацией этого не так уж часто встречающегося явления. (Я, например, такого нигде в России не видел ни разу.) Конечно, есть определенный круг граждан, который ест не только икру, но и вообще любые деликатесы, не только ложками, а вообще сколько и когда хочет. Однако на российского гражданина такое утверждение не может не действовать раздражающе. Уверен, что у жителей Европы и США (откуда я смотрел конкурс "Евровидения") ничего, кроме недоумения, этот ролик не вызвал.

Было бы намного полезнее попытаться создать "позитивный образ России", если бы удалось развеять не мифы, которые выдуманы самими россиянами и российской властью, а компоненты реального негативного образа России, сложившегося в мире. Например, что жульничать в бизнесе для России -- нормальное дело. Что русские кидают партнеров, особенно зарубежных. Что правосудия в российских судах не дождешься, потому что в любой момент можешь нарваться на телефонное право -- читай: бесправие. Что для того, чтобы получить контракт, нужно дать откат. И так далее.

Но этих тем авторы ролика как раз не затрагивали -- трудно опровергнуть то, что происходит на самом деле, сколько ни называй это мифом и клеветой на Российскую Федерацию. Гораздо проще притвориться ерничающим и придуривающимся -- стилистика на российском телевидении сегодня, к сожалению, наиболее распространенная, особенно в развлекательных шоу и так называемых "юмористических передачах".

Но самое обидное в данном клипе, показанном якобы для рекламы России перед миром, другое. Составители и ведущие программы (а ведь ролик готовился заранее и многократно просматривался) почему-то уверены, что ерничанье и стеб по душе западному человеку, тогда как на самом деле абсолютно наоборот. И что еще хуже: они думают, что ерничанье и юмор -- одно и то же.

Наиболее обидно то, что именно на этом конкурсе можно было сказать вовсе не ерничающие, не стебные, и не "создающие позитивный имидж России" слова, а самые что ни на есть позитивные -- и при этом совершенно правдивые! Например, намного естественнее, сохранив тот же объем и стилистику, что и в ролике (представляющем Россию на самом деле в крайне странном, почти шизофреническом свете), было бы услышать, к примеру, примерно следующее.

"Ну а пока вы голосуете, -- могла бы сказать появившаяся на экране миловидная девушка, -- мы приглашаем вас в небольшое музыкальное путешествие по России, во время которого мы попытаемся развеять представление о России как о стране, в которой популярной музыки, достойной того, чтобы ее слушать в Европе и Америке, до победителя предыдущего конкурса "Евровидения" Димы Билана не было. Действительно, в СССР западная музыка почти не исполнялась, и ее называли "тлетворным влиянием Запада". Но это не значит, что музыку "Битлз" и американский джаз, Элвиса Пресли и Эдит Пиаф в Советском Союзе не знали. Еще как знали! И знаете почему? Потому что прислушивались.

Несмотря на то, что почти весь ХХ век Россия развивалась в не самых благоприятных условиях, Россия не выпадала из европейской музыкальной культуры -- и даже оказывала влияние на нее. Четыре из пяти композиторов прошлого века, признанных великими во всем мире -- Рахманинов, Шостакович, Прокофьев и Стравинский, -- были русскими. А семья пятого -- Джорджа Гершвина -- приехала в Америку из России. Основатель современной американской песенной традиции (повлиявшей на музыкальную культуру Европы больше, чем народная и эстрадная музыка какой-либо другой страны) Ирвинг Берлин, написавший 19 мюзиклов и более 900 песен (в том числе God Bless America, считающуюся неофициальным гимном США и одним из самых популярных "шлягеров" во всем мире по сей день), также приехал в США из Российской (как ее тогда называли) империи. Выходцы из России создали Голливуд, Лас-Вегас и театральный Бродвей, каким мы его знаем сегодня. И даже в самые тяжелые годы большого террора, застоя и мертвечины в Советском Союзе создавались прекрасные, мелодичные и -- the last but not the least -- добрые песни.

Согласитесь, что перечисленное не совсем напоминает тот образ России, который сохранился со времен почти двадцать лет назад распавшегося СССР. Сегодня Россия в самом деле другая. Поэтому, принимая "Евровидение", мы счастливы тем, что чувствуем себя равными среди равных, и надеемся, что обстановка дружбы, понимания и гармонии, царящая в зале сегодня, распространится на все другие стороны жизни в нашем общем европейском доме и на нашей общей земле".

Примерно такие слова могли бы быть сказаны или совсем не такие, но главное -- позитивные, незакомплексованные, достойные страны, за спиной которой два века великой культуры. Глупо создавать позитивный имидж страны, имеющей не просто "позитивную" или "не негативную", а великую культурную и музыкальную традицию. Это так же нелепо, как если бы Австрия создавала позитивный образ Моцарта, Италия -- позитивный образ итальянского Возрождения, а Франция -- позитивный образ Парижа.

Пора наконец понять, что великая держава закомплексованной быть не может. Или великая, или закомлексованная. Третьего не дано.
Юрий МАГАРШАК, профессор, Нью-Йорк

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.06.2009
В Дагестане продолжают стрельбу по милиции
В ночь на среду в Дагестане боевики совершили серию дерзких вылазок. Хотя жертвой ожесточенных перестрелок стал лишь один милиционер, организаторы этих нападений рассчитывали прежде всего на внешний эффект -- продемонстрировать, что именно они, а не милиция или федеральный центр являются здесь хозяевами положения.... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Дагестане
  • //  11.06.2009
Минэкономразвития подготовило основные направления таможенно-тарифной политики для трех стран
Сегодня на заседании правительства ожидается знаменательное политическое событие. Члены кабинета министров должны будут одобрить необычный документ -- «Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и на перспективу до 2012 г.»... >>
  • //  11.06.2009
Отказ России от переговоров с ВТО оказался неожиданным даже для российских чиновников
Молчание, которое хранили вчера все заинтересованные стороны, показало, что заявления премьер-министра Владимира Путина о новом способе вступления во Всемирную торговую организацию, стали неожиданностью для всех... >>
//  читайте тему:  Россия и ВТО
  • //  11.06.2009
Министерство обороны обнародовало планы перевооружения
Членам общественного совета при Министерстве обороны, которым руководит Никита Михалков, представители военного ведомства рассказали вчера о том, как идет оснащение армии и флота современными образцами вооружения и боевой техники... >>
//  читайте тему:  Реформа вооруженных сил
  • //  11.06.2009
Россия должна научиться представлять себя миру
Конкурс песни "Евровидения" в Москве был организован и проведен с грандиозным размахом. Скорость, с которой менялись потрясающие воображение декорации, невероятна. Красочность сценической постановки номеров -- пусть и на закупленном за границей оборудовании, но осуществленная российскими мастерами -- поражала... >>
  • //  11.06.2009
Россия сохраняет положительное сальдо во внешней торговле
Федеральная таможенная служба обнародовала данные по импорту из стран дальнего зарубежья за январь--май текущего года: поставки зарубежной продукции в Россию сократились на 41,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года... >>
  • //  11.06.2009
Состоялось первое заседание совета по массовым коммуникациям
Из СМИ все знают, что есть СМИ. Однако мало кто догадывается, кроме самой прессы, что это отдельный сектор российской экономики... >>
  • //  11.06.2009
"Правое дело" в Калининградской области оказалось на грани развала
Конфликт вокруг назначения главы калининградского отделения партии "Правое дело" оказался еще более продолжительным, чем вокруг кандидатуры руководителя этой партии в Москве... >>
  • //  11.06.2009
Молодежный лагерь "Селигер-2009" займется решением демографической проблемы
Поздно вечером во вторник московский бизнес-центр «Лотте Плаза» оккупировала молодежь вперемежку со звездами телеэкрана. Поводом для тусовки послужила презентация молодежного лагеря «Селигер-2009». В этом году молодежь соберется на озере в пятый раз... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика