|
|
N°101, 11 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великая держава без комплексов
Россия должна научиться представлять себя миру
Конкурс песни "Евровидения" в Москве был организован и проведен с грандиозным размахом. Скорость, с которой менялись потрясающие воображение декорации, невероятна. Красочность сценической постановки номеров -- пусть и на закупленном за границей оборудовании, но осуществленная российскими мастерами -- поражала. Дай бог, чтобы и жизнь вне сцены была столь же красочна и празднична и чтобы отношение Европы к России и России к Европе излучало такую же доброжелательность, как в тот вечер.
Были и недостатки, что нормально на столь блистательном фоне. Удивило выступление конкурсантки от России Анастасии Приходько -- речь не о пении, а о том, что имеет прямое отношение к предмету данного текста. Компьютерная программа, сопровождавшая ее выступление, была поразительна дважды: нет, не технологией, позволяющей старить человека за пару минут -- подобным сегодня поразить трудно. Во-первых, самой идеей сделать красивую женщину на глазах стареющей, которая вряд ли соответствует праздничной атмосфере и способствует занятию высоких мест в конкурсе. Еще более значительно настораживает сам факт того, что перед выступлением представительницы России по всем каналам телевидения рекламировалась в первую очередь компьютерная программа, а не само пение. Настораживает сам факт подобной эстетики, в которой человек отодвигается на второй план.
Отметим, что это логичное развитие пения российских групп под фонограмму (в США, например, на концертах оно запрещено федеральным законом), а затем в качестве еще более далекого шага от человеческой индивидуальности -- появление поющих под одну и ту же фонограмму и имеющих одинаковое название нескольких групп, гастролирующих по стране. Человек всегда был центральным персонажем советской и европейской эстрады. Не думаю, что следует ломать эту традицию.
Однако писать текст меня заставили не эти "мелочи" -- сравнительно с тем, на что обратил внимание поневоле. По традиции каждой стране перед голосованием дается право представить в течение немногих минут свою страну. Не так часто российским артистам и телеведущим предоставляется возможность выступить перед полумиллиардной аудиторией на четырех континентах. И что же сказала в эти минуты миру о себе Россия?
Сказанное во время этого ролика настолько поразило меня, что я не поленился прогнать видеомагнитофон в этом месте записи замечательного представления несколько раз, чтобы не ошибиться ни в одной букве. Вот какие слова были сказаны миру, чтобы представить Россию.
«Ну а пока вы голосуете, --говорит появившаяся на экране экскурсовод, представленная как Ирена, -- мы приглашаем вас в путешествие по Москве, во время которого мы попытаемся развеять кое-какие мифы, которые образовались в голове мирового сообщества о России. Итак, внимание на экран».
Девушка продолжает: "Друзья дорогие, все, что вы знаете о нашей стране, -- это абсолютная неправда, и сейчас вы в этом убедитесь. ("Все плохое неправда", -- исправил Киркоров это действительно странную opening remark, транслируемую на весь мир). Самая распространенная ошибка -- по поводу того, что в России у нас медведи ходят по улицам. Но это, конечно же, неправда, никаких медведей у нас на улице нет. А·также что мы до сих пор живем в Советском Союзе и у нас все контролируется КГБ. Но это тоже абсолютная неправда.
Многие люди за рубежом думают, что у нас очень холодно, в течение всего года идет снег летом и люди всегда носят валенки и ушанки. Но это тоже неправда, поверьте.
Также люди за·рубежом думают, что русские любят пить и всегда, всегда пьют только водку -- но это тоже неправда, в этом вы можете убедиться прямо сейчас". (На экране группа людей пьет, по-видимому, не водку а что-то другое.)
Гид человечества по России продолжает: "И последний но, наверное, самый распространенный миф о нашей стране это то, что мы едим большими ложками черную икру день и ночь. Но это как раз правда". (На экране прохожим раздают стаканчики от мороженого, доверху наполненные икрой.)
Не знаю как вас, а меня такая "реклама" страны великой культуры, великой литературы и великой музыки, в том числе и популярной, раздражила и потрясла. Авторы представления России на "Евровидении" почему-то уверены в том, что европейская аудитория настолько невежественна и дремуча, что никогда не смотрела телевизор. Иначе с чего бы это они, видящие Москву чуть ли не в каждой программе новостей, будут думать, что по улицам России летом ходят в шапках-ушанках. Не думаю, что в Европе и Северной Америке найдется хотя бы один половозрелый человек с нормальной психикой, который всерьез полагает, что в России по улицам бродят медведи. Или что летом в Москве идет снег. Или что в валенках летом ходят не модницы, а нормальные люди.
На кого же рассчитан этот ролик? Его содержание отвечает стереотипу "создания положительного образа России". Который по самой постановке задачи предполагает, что образ России на Западе отрицательный -- коль скоро его надо развеять. При этом выбор заведомо абсурдных представлений, которые якобы надо развеивать, пересекается со странными заявлениями вроде того, что в России пьют не только водку. Ну разумеется, иногда пьют не только родимую, бывает пьют и пиво, и квас. Но можно до второго пришествия убеждать Запад, что в России не напиваются, если противоположное и в России, и в Европе, и в США с россиянами происходит на каждом шагу: а именно напиваются и именно водкой. Сообщение, что водку русские пьют не всегда, является непонятно что опровергающим доводом.
Клип закончился цитированием мнения, что в России все едят черную икру ложками -- и демонстрацией этого не так уж часто встречающегося явления. (Я, например, такого нигде в России не видел ни разу.) Конечно, есть определенный круг граждан, который ест не только икру, но и вообще любые деликатесы, не только ложками, а вообще сколько и когда хочет. Однако на российского гражданина такое утверждение не может не действовать раздражающе. Уверен, что у жителей Европы и США (откуда я смотрел конкурс "Евровидения") ничего, кроме недоумения, этот ролик не вызвал.
Было бы намного полезнее попытаться создать "позитивный образ России", если бы удалось развеять не мифы, которые выдуманы самими россиянами и российской властью, а компоненты реального негативного образа России, сложившегося в мире. Например, что жульничать в бизнесе для России -- нормальное дело. Что русские кидают партнеров, особенно зарубежных. Что правосудия в российских судах не дождешься, потому что в любой момент можешь нарваться на телефонное право -- читай: бесправие. Что для того, чтобы получить контракт, нужно дать откат. И так далее.
Но этих тем авторы ролика как раз не затрагивали -- трудно опровергнуть то, что происходит на самом деле, сколько ни называй это мифом и клеветой на Российскую Федерацию. Гораздо проще притвориться ерничающим и придуривающимся -- стилистика на российском телевидении сегодня, к сожалению, наиболее распространенная, особенно в развлекательных шоу и так называемых "юмористических передачах".
Но самое обидное в данном клипе, показанном якобы для рекламы России перед миром, другое. Составители и ведущие программы (а ведь ролик готовился заранее и многократно просматривался) почему-то уверены, что ерничанье и стеб по душе западному человеку, тогда как на самом деле абсолютно наоборот. И что еще хуже: они думают, что ерничанье и юмор -- одно и то же.
Наиболее обидно то, что именно на этом конкурсе можно было сказать вовсе не ерничающие, не стебные, и не "создающие позитивный имидж России" слова, а самые что ни на есть позитивные -- и при этом совершенно правдивые! Например, намного естественнее, сохранив тот же объем и стилистику, что и в ролике (представляющем Россию на самом деле в крайне странном, почти шизофреническом свете), было бы услышать, к примеру, примерно следующее.
"Ну а пока вы голосуете, -- могла бы сказать появившаяся на экране миловидная девушка, -- мы приглашаем вас в небольшое музыкальное путешествие по России, во время которого мы попытаемся развеять представление о России как о стране, в которой популярной музыки, достойной того, чтобы ее слушать в Европе и Америке, до победителя предыдущего конкурса "Евровидения" Димы Билана не было. Действительно, в СССР западная музыка почти не исполнялась, и ее называли "тлетворным влиянием Запада". Но это не значит, что музыку "Битлз" и американский джаз, Элвиса Пресли и Эдит Пиаф в Советском Союзе не знали. Еще как знали! И знаете почему? Потому что прислушивались.
Несмотря на то, что почти весь ХХ век Россия развивалась в не самых благоприятных условиях, Россия не выпадала из европейской музыкальной культуры -- и даже оказывала влияние на нее. Четыре из пяти композиторов прошлого века, признанных великими во всем мире -- Рахманинов, Шостакович, Прокофьев и Стравинский, -- были русскими. А семья пятого -- Джорджа Гершвина -- приехала в Америку из России. Основатель современной американской песенной традиции (повлиявшей на музыкальную культуру Европы больше, чем народная и эстрадная музыка какой-либо другой страны) Ирвинг Берлин, написавший 19 мюзиклов и более 900 песен (в том числе God Bless America, считающуюся неофициальным гимном США и одним из самых популярных "шлягеров" во всем мире по сей день), также приехал в США из Российской (как ее тогда называли) империи. Выходцы из России создали Голливуд, Лас-Вегас и театральный Бродвей, каким мы его знаем сегодня. И даже в самые тяжелые годы большого террора, застоя и мертвечины в Советском Союзе создавались прекрасные, мелодичные и -- the last but not the least -- добрые песни.
Согласитесь, что перечисленное не совсем напоминает тот образ России, который сохранился со времен почти двадцать лет назад распавшегося СССР. Сегодня Россия в самом деле другая. Поэтому, принимая "Евровидение", мы счастливы тем, что чувствуем себя равными среди равных, и надеемся, что обстановка дружбы, понимания и гармонии, царящая в зале сегодня, распространится на все другие стороны жизни в нашем общем европейском доме и на нашей общей земле".
Примерно такие слова могли бы быть сказаны или совсем не такие, но главное -- позитивные, незакомплексованные, достойные страны, за спиной которой два века великой культуры. Глупо создавать позитивный имидж страны, имеющей не просто "позитивную" или "не негативную", а великую культурную и музыкальную традицию. Это так же нелепо, как если бы Австрия создавала позитивный образ Моцарта, Италия -- позитивный образ итальянского Возрождения, а Франция -- позитивный образ Парижа.
Пора наконец понять, что великая держава закомплексованной быть не может. Или великая, или закомлексованная. Третьего не дано.
Юрий МАГАРШАК, профессор, Нью-Йорк