N°94 30 мая 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Отколе «доколе»?
Вчера в Айдан-галерее артцентра «Винзавод» обвиняемые по уголовному делу №402588 директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров и заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев пригласили артсообщество на долгий и тяжелый разговор о сути конфликта и перспективах выхода из него. Уголовное дело было возбуждено Таганской прокуратурой по выставке «Запретное искусство-2006». Старший следователь следственного отдела по Таганскому району, юрист 1-го класса Е.Е. Коробков установил, что организаторы выставки совершили публичные действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии. 15 мая Самодурова и Ерофеева постановили привлечь к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ.
Нашей газете уже приходилось защищать честь коллег от мракобесного невежества в отношении выставки «Осторожно, религия!». Сегодня, по прошествии лет, очевидно, что, несмотря на всемирное глобальное потепление, в российской общественной коммуникации по проблемам современной культуры и свободы в культурной сфере свирепствуют лютые морозы. Выставка «Запретное искусство-2006» мыслилась как сигнал о возрождении цензуры. В марте 2007 года в Музее Сахарова были показаны опусы, не прошедшие худсоветы разных музеев и галерей. Опусы известных художников: Кабакова, Сокова, Рогинского, Михаила Рошаля-Федорова, Дмитрия Гутова, групп ПГ, «Синие носы»... Во многих присутствовала ненормативная лексика, во многих составлялись коллажи с религиозными символами. В драматургию выставки были введены фальшстены, через которые можно было рассматривать произведения. Так подчеркивалось полулегальное их существование. Вместе с тем возбуждалось любопытство. В пресс-релизе содержалась рекомендация не смотреть выставку лицам младше 16 лет. Инициаторами нового похода против осквернения общественной нравственности выступили ультраправые: «Народный собор», «Народная защита», «Союз православных граждан»... Судя по заявлению Ерофеева, они подготовились хорошо. Уже за год до открытия «Народная защита», например, посылала письма на имя Путина, где содержался список «врагов народа», деятелей культуры, неблагонадежных с позиций нравственности. Среди них Гельман, Кулик, Кормильцев, Косолапов. В 2007-м ультраправые заручились поддержкой бюрократии РПЦ и сервильных журналистов вроде Михаила Леонтьева. Так что правый реванш был предсказуем. Самое тяжкое сегодня -- изучать заключения экспертов: доктора психологии Слободчикова, искусствоведа Энеевой, филолога Вдовиченко, засвидетельствовавших «состав преступления» в экспонатах выставки. Действительно в культурный шок повергает чтение экспертных заключений: и ужасающее насилие над языком, логикой, и гордыня в аргументациях, и упоение собственным могуществом «права иметь» на казнь и кару. Почти всегда эксперты отказывают посетителям выставки в свободе собственного мнения, а навязывают им свое, императивное: вы подверглись, вас разрушают, вы травмированы, если думаете иначе -- глубоко нездоровы. Убежден, экспертные заключения показывают немалую степень глумления над понятиями: человек, его свобода, право на личное, выстраданное мнение и мысль. Совокупный зритель выставки, каким он выведен в экспертных письмах, это необразованный, не способный к рефлексии, гипервнушаемый зомби, которому даже на слово нельзя верить ни в коем случае. Вот и судите, кто унижает человеческое достоинство больше, обвиняемые или обвинители? Очень хочется далее возмутиться и стенать «доколе», жалуясь на попустительство властей фашизоидным трендам и дискурсам. Но вот не совсем получается. Первое. Устроители выставки уже прекрасно могли прогнозировать реакцию. И знали о заморозках в общественном сознании. Зачем режиссировали скандал на территории, далекой от искусства? Второе. Вчерашняя пресс-конференция поразила тем, насколько самосознание тех же художников инертно. Из участников выставки не было почти никого. Пресса в основном тоже была западная. То есть радикальная идея как-то больше не сплачивает. За нее отдувались дизайнеры пресс-конференции, молодежь из группы «Война», развесившие гирлянды с портретами ультраправых активистов и матерными надписями, правда, конкретно никому не адресованными. «Война» очевидно наследует стратегии жесткого социального акционизма (перед президентскими выборами участники устроили групповой секс в защиту медведей в Зоологическом музее, на 1 мая атаковали милицейский участок, разыграв в нем сцены из комедии положений). Но вот интересной, осмысленной социальной критики не получается. И концептуально слабовато придумано (жаль, скончался Дмитрий Александрович Пригов; его возможный альянс с «Войной» был бы интересен). Потому, несмотря на «радикальность», «военная» деятельность как-то неприятно похожа на инфантильное бытовое хулиганство. А бытовое хулиганство -- это провокация. А провокация -- это беспринципность и предательство. А беспринципность и предательство рулят и фашистами тоже. А фашисты инициируют процессы над выставками Ерофеева и Самодурова. Так отколе «доколе»? Видимо, главная проблема всех вовлеченных -- неизжитые комплексы совка. Изжили бы -- научились уважать друг друга и быть терпимее. Главным положительным итогом пресс-конференции стало подписание писем известных деятелей культуры (ведших пресс-конференцию руководителей Центра современного искусства Леонида Бажанова, Михаила Миндлина, художников Никиты Алексеева, Айдан Салаховой, галеристки Елены Селиной) к президенту страны Д.А. Медведеву, министру культуры А.А. Авдееву. В письмах выражается надежда на обеспечение конституционных прав и свобод всех (!) слоев населения, требование обеспечения правовой, административной и экспертной защитой институций современного искусства и прекращения уголовного дела по выставке «Запретное искусство-2006» за отсутствием состава преступления. |
Михаил Плетнев продирижировал под открытым небом «Майской ночью» Римского-Корсакова Когда в феврале этого года «Майскую ночь», не самую часто исполняемую оперу Римского-Корсакова, удачно воскреснувшую из небытия в честь 100-летия со дня смерти композитора, поставили в Музыкальном театре им... >>
Ульф Лундель, рок-поэт, музыкант, писатель, которого на родине называют «шведским Бегбедером», «вредным бунтарем», «половым шовинистом». Его имя ассоциируется с литературными спорами и скандалами... >>
В Москве показывают «Эдинбургский фриндж» Фестиваль «Эдинбургский фриндж в Москве», афишами которого завешен весь центр, проводит «Золотая маска». Но, пожалуй, пока это мероприятие выглядит совсем скромным, застенчивым, даже лабораторным и не стоящим организационного напора главного российского фестиваля, умеющего все что угодно представить как центральное событие столицы... >>
Вчера в Айдан-галерее артцентра «Винзавод» обвиняемые по уголовному делу №402588 директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров и заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев пригласили артсообщество на долгий и тяжелый разговор о сути конфликта и перспективах выхода из него... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|