N°6 22 января 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Мягкий уход Две художницы в мечтах об эскапизме
Ирина Нахова -- мэтр российского неофициального искусства, адепт концептуальных перфомансов и инсталляций. Живет в Америке. Ее новая выставка «Зона неразличения» открылась на «Винзаводе» в галерее XL. Татьяна Назаренко -- мэтр либерального позднесоветского стиля, так называемого «левого МОСХа», апологет идеи возвращения к истокам и возрождения утраченной с падением авторитета профессионального образования пластической искренности. Ее новая выставка «Один день лета» открылась на «Винзаводе» в галерее «Айдан».
Оказалось, что столь разным гранд-дамам отечественного арта очень даже есть что сказать друг другу. И смысловые параллели выстраиваются как раз по поводу бесполезности желания искать в новых творениях конкретный смысл. Ирина Нахова приглашает войти в темный зал, наполненный звучащими из динамиков голосами. Голоса требовательные, громкие. Сливаются в мощный гул. Только прислушавшись, понимаешь, что связную речь они симулируют. Говорящие лопочут на квазиязыках разных квазинародов. Потом на окна галереи вдруг проецируются слайды. Сперва один, затем второй, третий. Сигналят световыми квадратиками, затем гаснут. Картинки очень бесхитростны: крыши и дворы многоэтажек, гуляющие по парку компании, водосточные трубы, заборы, машины... Ирина Нахова назвала проект словосочетанием, модным в политической философии последнего времени. В частности, Джорджо Агамбен считает, что в постполитическом пространстве зонами неразличения становятся политика и экспертиза. Развивая тезис, можно вспомнить и Славоя Жижека, применительно к постполитике говорящего о «власти экспертов» (в России эта власть во многом у политтехнологов и создаваемых ими фондов). Ирина Нахова от прямых политических высказываний уходит. Ее работа философская: о формировании стереотипов как таковых. Психика человека уже податлива к тому, чтобы глаза на мир ему открывали всякого рода эксперты. Любой случайный набор звуков, имиджей, встроенный в четкий ритмический ряд, сознание угодливо аранжирует в псевдоглубокомысленную конструкцию. А вдруг в этих картинках и звуках заключено что-то важное, существенное? В том-то и дело, что нет. Художница подобрала материал абсолютно случайный. И над правящими в мире (прежде всего как раз в политике) химерами интерпретации посмеялась вволю. Этот проект тревожит тем, что ненавязчиво и даже между прочим подводит концептуальный дискурс к той самой зияющей языковой пропасти, в которой все может бесследно исчезнуть и не собраться вновь. Татьяна Назаренко выстроила в галерее «Айдан» простой деревенский сруб. В окошках по четырем сторонам света показывают незатейливое домашнее видео. Художница снимала на любительскую камеру летний день на собственной даче за сотню километров от Москвы. В одном окне бабочка крылышками трепещет по стеклу окна экранного. В другом загорает обнаженная юная дама боттичеллиевской грации. В третьем за длинным столом веселится честная компания, и подружка художницы, совсем как в фильме «Курьер», поет романс. Он завершается овацией и общим вальсиком на полянке перед домом. В последнем окне блестит кинематографический закат. Работа в общем-то элементарна, но прекрасна своим отчаянным нежеланием избегать банальности и искать «тонкие ходы». Первый в практике Татьяны Назаренко видеоарт можно принять как очень честную и искреннюю метафору памяти поколения, для которого счастье общения с природой, на природе и глум -- вещи несовместные. Трогательное оно, это поколение. Многие ценностные приоритеты сформировало в себе, руководствуясь эффектными интеллигентскими экивоками: парадиз усадебной жизни, естественный человек, старая Россия. И фильмы Никиты Михалкова, и картины в подражание наивным творениям усадебных крепостных Татьяны Назаренко, и проторенессансные «Гимнасты СССР» ее учителя Дмитрия Жилинского -- все это честная летопись угловатой и трогательной эпохи, войти в которую, как в сруб с видеокнами Татьяны Назаренко, уже нельзя. Только смотреть и благодарно сочувствовать уловленным флюидам. |
«Монстро» на московских экранах Компания молодых ньюйоркцев провожает своего товарища Роба (Майкл Шталь-Дэвид) в дальнюю дорогу -- ему предложили работу в Японии... >>
Описаны труды и дни Анны Ахматовой Над «Летописью жизни и творчества Анны Ахматовой» (М., «Индрик») Вадим Черных работал долго. Первое издание составили четыре части, выходившие в 1996--2003 годах и быстро исчезавшие с прилавков; часть заключительная (1957--1966) печатается впервые... >>
Две художницы в мечтах об эскапизме Ирина Нахова -- мэтр российского неофициального искусства, адепт концептуальных перфомансов и инсталляций. Живет в Америке. Ее новая выставка «Зона неразличения» открылась на «Винзаводе» в галерее XL... >>
Лучшие рок-альбомы уходящего сезона Сегодня ирландский квартет U2 и их лидер, вечный уже, кажется, кандидат на Нобелевскую премию мира Пол «Боно» Хьюсон -- персонажи богатые, знатные, влиятельные и, простите, ужасно скучные... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|