N°237 22 декабря 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Путин столкнулся с КамАЗом Премьер обещает защитить автопром и избежать необоснованных увольнений
Конец недели получился у премьер-министра Владимира Путина очень напряженным и насыщенным важными решениями: поездка в Набережные Челны принесла неожиданные и весьма радикальные меры поддержки российского автопрома, совещание по экономическим вопросам закрепило намерения государства помогать не только бизнесу, но и гражданам.
В субботу премьер-министр принимал у себя двух замов -- первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Александра Жукова. «Мы выработали целый пакет мер поддержки реального сектора и будем дальше его дорабатывать», -- напомнил Владимир Путин, но не менее важен и другой -- социальный -- аспект: «Нам нужно ясно и четко представлять себе, как отражаются кризисные явления в мировой и нашей экономике на социальной сфере, и выработать эффективные меры оперативного, быстрого реагирования на эти события в социальной сфере с тем, чтобы оказать поддержку тем нашим гражданам, которые в ней нуждаются». Два зама рассказали, как идет работа, пока организационная, антикризисной правительственной комиссии. Отчитались буквально по дням. По понедельникам решили проводить социальный мониторинг, по вторникам проводить заседания: обсуждать социальные вопросы, конкретную адресную помощь предприятиям и «заниматься экономическими вопросами», сообщил г-н Шувалов. Премьер план одобрил и посоветовал, на что нужно обратить особое внимание: «Службам занятости нужно внимательно анализировать те заявки, которые выставляют представители бизнеса по увольнениям, чтобы «под сурдинку» бизнес не увольнял без крайней необходимости. Я говорю это, зная предмет, и прошу вас усилить внимание к этой проблеме». Премьер, пожалуй, впервые признал, что кризис несет России угрозу массовой безработицы. Но и предприятия без помощи не оставят, государство готово снять с них часть излишней социальной нагрузки: «Некоторые наши крупные предприятия до сих пор испытывают нагрузку, несвойственную напрямую их бизнес-деятельности. Эта нагрузка в современных условиях, в условиях кризиса может быть опасной для предприятий», -- сказал г-н Путин и предложил передать соцобязательства муниципалитетам и государству в целом. Глава правительства вновь высказал идею организации общественных работ: «Имею в виду и ремонт общественных зданий, и сферу здравоохранения, и сферу образования». Что государство действительно готово тратить деньги на благо бизнеса и граждан, премьер-министр еще раз демонстрировал в пятницу в Набережных Челнах, где во время посещения КамАЗа пообещал людям помочь расплатиться с автокредитами и оплатить доставку машин на Дальний Восток за государственный счет. Первоначально планировалось, что в пятницу премьер посетит другой автоград -- Тольятти, но затем визит решили перенести в Татарстан. На «АвтоВАЗе» премьера тем не менее все равно ждали. Настроения среди рабочих волжского автогиганта самые мрачные, конвейер останавливают до 2 февраля, а затем еще, возможно, и в марте. На КамАЗе же конвейер уже второй месяц работает три дня в неделю, а в пятницу его не стали запускать даже ради визита премьера. Всех рабочих отправили в частично оплачиваемый отпуск, пока до 19 января. Смотреть на пустые цехи г-н Путин не стал, лишь быстро пробежался по выставке машин. А затем неожиданно пригласил на совещание с участием высшего руководства российского автопрома первого попавшегося на глаза человека в рабочей одежде, который на выставке создавал атмосферу, хоть сколько-нибудь приближенную к реальной. В результате президиум совещания по развитию автомобильной промышленности (именно так было написано за спиной премьера, хотя правильнее было бы -- по спасению) выглядел следующим образом: в центре Владимир Путин, прямо рядом с ним по бокам двое рабочих -- токарь 6-го разряда и слесарь аналогичного уровня (откуда взялся второй рабочий и кто из них был кем по специальности, журналистам достоверно установить не удалось), а уж затем вице-премьер Игорь Сечин, глава Минпромторга Виктор Христенко, президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Открыл заседание то ли токарь, то ли слесарь: «Некоторая обеспокоенность в связи с этим кризисом у нас есть, но это ведь не только у нас, кризис, конечно, во всем мире. Ну преодолеть-то мы его преодолеем, вопрос только -- насколько он может продлиться?» На сроках премьер заострять внимание не стал, а подробно рассказал о мерах по поддержке как производителей, так и потребителей отечественного автопрома. Предлагаемые инструменты оказались поистине революционными: государство не просто готово предоставить гарантии или заемные средства, но напрямую покрыть расходы частных компаний и физических лиц. Начал Владимир Путин с менее кардинальных мер. Впрочем, эти меры уже давно будоражили умы некоторых патриотически настроенных чиновников, все остальные считали их расхожей шуткой. Но премьер решил, что в каждой шутке должна быть доля правды, и сообщил о намерении государства обновить автомобильный парк за счет отечественной и псевдоотечественной (то есть иномарок, собранных в России) техники: «Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать государственные средства на приобретение импортных машин (имеется в виду прямой импорт. -- Ред.)». Г-н Путин обязал государственные органы не просто направить уже запланированные средства именно на приобретение российских автомобилей, но еще и расщедрился на дополнительные бюджетные средства для этих целей. На эти нужды федеральные ведомства планировали направить примерно 15 млрд руб. в 2009 году, дополнительное финансирование запланировано в размере 12,5 млрд руб. Минтрансу также поручено «осуществить маневр» средствами федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы»: при министерстве будет создана специализированная лизинговая компания, в которую из различных источников будет направлено до 40 млрд руб. на закупку отечественной автомобильной техники. Большие надежды премьер-министр возложил на систему государственных закупок. «Нужно провести конкурсные торги как можно скорее, и уже в первом квартале начать выплачивать производителям авансы под будущие поставки», -- потребовал г-н Путин. При этом размер авансирования по закупкам автомашин будет увеличен с 30 до 50% от суммы контракта, а требования по обеспечению исполнения контракта -- банковская гарантия, страховка, поручительство -- будут отменены. «Разумеется, в том случае, если закупка производится непосредственно у производителя -- промежуточные звенья придется исключить», -- пояснил премьер. Местному самоуправлению тоже помогут выехать из кризиса на новых авто. «...Оснастить новыми машинами общественный транспорт, коммунальное хозяйство, медицинские службы, образовательные учреждения и все, что востребовано муниципальными органами управления», -- как постановление Совнаркома, зачитывал Путин списки попавших под всеобщую автомобилизацию. На финансирование программы обновления парка муниципального транспорта федеральный бюджет в 2009 году выделит дополнительно 20 млрд руб., еще 10 млрд должно поступить в виде софинансирования со стороны регионов и муниципалитетов. Премьер напомнил и об увеличении на 25 млрд руб. уставного капитала «Росагролизинга», из которых 5 млрд руб. пойдет на закупку автомобильной техники для сельхозпроизводителей. В целом же государство откроет кредитные линии в объеме до 43 млрд руб. лизинговым компаниям -- на срок до трех лет и по ставке не выше ставки рефинансирования Центробанка. «Кстати, использовать лизинговые схемы могли бы и органы государственной власти -- это позволит закупить больше машин, затратив в текущем году сравнительно небольшие бюджетные средства. Нужно оперативно внести соответствующие изменения в законодательство, и это будет сделано», -- добавил премьер. От государственного г-н Путин перешел к частному -- к мерам прямой поддержки автопроизводителей. Как напомнил премьер, безусловно, все ведущие автостроители должны попасть в «список Шувалова» и получить госгарантии по привлекаемым кредитам. Государство также поможет производителям разместить в 2009 году облигации в объеме до 60 млрд руб. -- для повышения привлекательности этих бумаг. Под них будут предоставлены государственные гарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, открыто рефинансирование со стороны Центробанка. Но самое приятное для простых граждан еще только начиналось. «Важнейшая задача -- восстановить потребительскую активность населения, -- обозначил задачу премьер-министр. -- Нужно людей поддержать». Для этого государство в 2009 году будет субсидировать процентные ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования по трехлетним автокредитам на приобретение машин стоимостью до 350 тыс. рублей. А на следующих словах жители Дальнего Востока должны были просто встать у телевизоров и зааплодировать (благо трансляция совещания шла на канале «Вести»): «Предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей, произведенных в любой части Российской Федерации, в Дальневосточный регион. Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из государственного бюджета». По оценке г-на Путина, эта мера поможет жителям Дальнего Востока сэкономить до 70 тыс. руб. на одной машине. Такое решение должно немного охладить страсти, развернувшиеся в регионе после введения повышенных импортных пошлин на иномарки. Но развернутая премьером картина светлого будущего автопрома не успокоила присутствовавших на совещании глав крупнейших автопроизводителей. Да еще и министр промышленности и торговли Виктор Христенко озвучил «оптимистический» прогноз по падению автомобильной промышленности в будущем году: минимум 28% -- сокращение продаж легковых автомобилей по сравнению с 2008 годом и более чем двукратный провал в секторе грузового и коммерческого транспорта. Не слишком вдохновило автомагнатов и выступление замминистра экономического развития Андрея Клепача, который посоветовал компаниям использовать кризис, чтобы стать более конкурентоспособными -- «иначе и к 2010 году ничего не наладится». Впрочем, чиновник подсластил пилюлю, обратив внимание премьер-министра на нетарифные меры регулирования импорта: нужно более ответственно относиться к сертификации автомобильной продукции. К сожалению, китайские автопроизводители, активно действующие на российском рынке, поставляют не всегда качественную продукцию. На этом месте отечественные руководители автопрома согласно покивали, а затем выставили очередные претензии к государству. Глава КамАЗа Сергей Когогин пожаловался на затянутые сроки реализации любых государственных решений: и по госгарантиям, и по возмещению НДС. «Мы занимаем 80% российского рынка грузовых автомобилей, а все это только на личной поддержке президента страны, -- неожиданно расчувствовался гендиректор. -- А если я что-то не так сделаю, не так повернусь?» Но «не так повернулся» на этом заседании глава «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Он просто не сумел сдержать эмоции, когда начал говорить о помощи государства, которую, несмотря на все обещания, приходится «выбивать» по кабинетам чиновников. Почти что перейдя на фальцет, солидный человек жаловался, что долгожданные деньги придут слишком поздно, а вместо этого ему говорят про какие-то облигации. «Извините», -- выдавил под конец г-н Алешин, но было уже поздно. Премьер демарш г-на Алешина отметил и, закрывая совещание, счел нужным публично отчитать главу ВАЗа, чтобы другим неповадно было. «Что касается того, как работать с этими ценными бумагами, как выйти на их эмиссию, если кто-то этого не знает, пожалуйста, обращайтесь в правительство, в Центральный банк, в ВЭБ -- вам там помогут, -- обратился Владимир Путин ко всем. -- Ну а Борис Сергеевич (Алешин. -- Ред.), который раньше работал в правительстве, знает там все ходы и выходы, все двери, знает всех лично, наперечет. Не думаю, что для него здесь есть какие-то проблемы». «Владимир Владимирович, у меня не получается», -- совсем уже жалобно заговорил г-н Алешин. «У вас не получается, а у многих получается. Вот рядом с вами сидит Сергей Викторович (Чемезов -- глава «Ростехнологий». -- Ред.), который оттуда просто не вылезает. Вот с ним поговорите. Что там вдвоем разговаривать, шушукаться? Делом займитесь. Пойдите в школу, узнайте, что такое ценные бумаги, пойдите к Кудрину (министру финансов. -- Ред.), вы знаете его лично много лет. Если сложно до него добраться, скажите Сергею Викторовичу, пусть скажет мне, я обеспечу вам такой доступ, даже не сомневайтесь», -- несколько угрожающе обещал Владимир Путин. Пожалуй, в тот момент г-н Алешин если в чем и сомневался, так это в своей дальнейшей карьере на посту главы самого крупного автогиганта страны. Зато по завершении совещания все его участники были уверены: автопром не сдадут. Поможет ли это улучшить качество российских машин -- другой вопрос. |
Премьер обещает защитить автопром и избежать необоснованных увольнений Конец недели получился у премьер-министра Владимира Путина очень напряженным и насыщенным важными решениями: поездка в Набережные Челны принесла неожиданные и весьма радикальные меры поддержки российского автопрома, совещание по экономическим вопросам закрепило намерения государства помогать не только бизнесу, но и гражданам... >>
Водители опять выступили против новых пошлин на иномарки Около трех десятков задержанных -- таков официальный итог «выяснения отношений» между ОМОНом и автомобилистами, которые в минувшее воскресенье вновь вышли на улицы Владивостока, протестуя против повышения ввозных пошлин на иномарки... >>
Российскую армию готовят к участию в нескольких вооруженных конфликтах сразу Министр обороны РФ Анатолий Сердюков в прошедшие выходные продолжил поездки по ключевым гарнизонам, побывав в Североморске и Санкт-Петербурге. Цель -- растолковать подчиненным суть происходящих перемен, вызванных реформой вооруженных сил. В ходе нынешней поездки министр сделал несколько значительных заявлений... >>
Правительство определяется с предприятиями, достойными помощи государства Завтра новая правительственная комиссия по поддержанию устойчивого развития экономики, созданная премьером Владимиром Путиным, утвердит список системообразующих предприятий и меры их господдержки. Первоначально список планировалось утвердить еще в прошлую среду, 17 декабря... >>
Неформальный саммит СНГ прошел с недобором участников Неформальная - и даже слишком - встреча СНГ на высшем уровне состоялась в конце прошедшей недели в казахстанском курорте Боровое... >>
Ликвидацию СПС попытаются оспорить в суде Сегодня в Таганском суде Москвы начнутся предварительные слушания по иску бывшего члена федерального политсовета «Союза правых сил» Марии Гайдар об отмене решения съезда партии о самоликвидации. Как рассказала Мария Гайдар корреспонденту «Времени новостей», в иске оспариваются три пункта... >>
19 ноября -- 19 декабря 2008 года «Политики глазами СМИ», совместный проект «Времени новостей» и компании «Медиалогия», -- это рейтинги политических персон, наиболее активно обсуждаемых в федеральной прессе и эфире центральных ТВ-каналов... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|