N°220 27 ноября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Движение масс и стоящий отдельно Галерея «Ковчег» возвращает Константина Истомина
Свой ударный проект -- ожидаемый сюрприз «высокого сезона» -- галерея «Ковчег» назвала «Возвращение Константина Истомина». Сначала думаешь, а что, разве он куда-нибудь исчезал? Ведь его работы хранятся в Третьяковке, ГМИИ имени Пушкина и Русском музее... Правда, при попытке вспомнить что-либо конкретное на ум приходит лишь картина «Вузовки» (1933): две молодые женщины у стола, на котором разложены конспекты. За окном -- зимняя Москва, можно угадать башни Кремля. Но главное в картине -- не гордая причастность к столице, не бравурное настроение «А из нашего окна / Площадь Красная видна», не сосредоточенность персонажей на учебе. Главное -- какой-то совсем не советский (кумачовый или золотой), не мажорный, а холодный и пронзительный свет, заливающий комнату. Он делает особенно четкими хрупкие, слегка изломанные силуэты персонажей. На столе -- прозрачный кувшин с цветами, в его прозрачности исследователи находят аллюзию на старых мастеров, чистоту помыслов и прочую символику уж никак не коммунистического толка. Даже странно, что это полотно и в советские времена было в постоянной экспозиции Третьяковки! Правда, не ручаюсь, что оно висело там лет 50 тому назад: еще в 30-е Истомина обвинили в формализме.
А вот другие истоминские вещи сразу и не вспомнишь. И не заговорили бы о нем лишний раз в нашей суете, если бы не галерея «Ковчег», получившая архив художника, много лет хранившийся у преданного ученика Леонида Казенина (1897--1965), а потом у его дочери. Выставка получилась интересной и... проблемной. Много графики, чуть-чуть живописи, в том числе незавершенной. Старые фотографии, документы. С дореволюционных снимков смотрит щеголеватый, уверенный в себе молодой человек, и трудно поверить, что на крохотных убогих карточках советской поры запечатлен тот же человек. И дело не в ушедшей тонкости черт, а в затравленном, полном тоски взгляде. Покидаешь выставку, точно зная: художник и наполовину не реализовал свой потенциал. Истомин, конечно, понимал, чего от него ждут: большой тематической картины, воспевающей сражения Гражданской войны или будни великих строек. Даже пытался ее писать, и не раз, меняя сюжеты: «Восстание румынских крестьян», в котором принимал участие сам художник, «Помощь Красной Армии пострадавшим при землетрясении в Армении», «Металлургический завод», «Смена» -- движение толпы рабочих с неразличимыми лицами, слившимися в единую массу фигурами. Но так и не справился с задачей: мешала натура. Не та натура, что покорно маршировала к доменным печам или пыталась на штыках импортировать власть Советов. Нет, собственная натура художника -- вольного артиста. В графических листах, порой просто замечательных, заметен интерес Истомина к разным стилистическим течениям, от кубизма и футуризма до фовизма и экспрессионизма. Уже в советской Москве он входил в объединения «Маковец» и «Четыре искусства», собравших цвет художественной интеллигенции. Иные листы виртуозны, но как только художник подступается к «правильным» сюжетам, твердость руки куда-то уходит. С большой картиной ничего не вышло. Художник признавался, что совершил «резкий поворот от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету»; эти работы преобладают сегодня и в «Ковчеге». Истомин остался фигурой переходной. К «тихому» искусству его не причислишь, к аполитичным художникам не отнесешь. Не запишешь в академический лагерь, но и насчет стана авангардистов есть сомнения. В своих поисках Истомин все же не порывал с картинным пространством. Не переходя к плоскости, не расставаясь с фигуративностью и нарративом, пытаясь обозначить собственный, особый ход внутри традиционной картины. Правда, для серьезных выводов в «Ковчеге», несмотря на большой объем архива, не хватает ключевых вещей, контекста истоминского творчества. К выставке-акции, открывшей неизвестного Истомина, издан альбом-каталог, где картин побольше, чем в залах, но хотелось бы и больше сведений. Скажем, когда и где у Истомина были выставки? Предыдущая, например, состоялась в 1987 году в одном из залов на Кузнецком мосту. Организовали ее «дяде Косте» многочисленные и верные ученики, благо художнику довелось преподавать практически во всех московских худвузах, от Вхутемаса до Суриковки. |
За финалом «Большой книги» последовало открытие ярмарки non/fiction Начало серии зимних литературных торжеств было положено 25 ноября в доме Пашкова, где чествовались лауреаты премии «Большая книга». Премией «За честь и достоинство» Совет попечителей почтил Александра Исаевича Солженицына, вручал ее замечательный режиссер Юрий Петрович Любимов, принимала -- Наталья Дмитриевна Солженицына... >>
Камерные спектакли на фестивале NET Основная тема проходящего сейчас в Москве десятого юбилейного NET'a заключается в отсутствии всяких тем. Жанровая неразбериха, ставшая привычной в современном театре, не отменяет некоторые наблюдения... >>
Галерея «Ковчег» возвращает Константина Истомина Свой ударный проект -- ожидаемый сюрприз «высокого сезона» -- галерея «Ковчег» назвала «Возвращение Константина Истомина». Сначала думаешь, а что, разве он куда-нибудь исчезал? Ведь его работы хранятся в Третьяковке, ГМИИ имени Пушкина и Русском музее... >>
На выставке в Лейпциге Москва получила премию за реставрацию памятников В конце прошлой недели в Лейпциге состоялась очередная европейская выставка по охране памятников, реставрации и санации исторических зданий Denkmal... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|