N°22
13 февраля 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.02.2008
Гайдн и королевы
Оркестр Александра Рудина исполнил «коронованную» музыку

версия для печати
В красивом филармоническом абонементе «Великие кантаты и оратории» оркестр Musica Viva Александра Рудина, специально созданный для этого проекта одноименный хор и четверо иностранных солистов исполнили грациозно выстроенную программу «королевской» (посвященной коронованным особам или исторически с ними ассоциированной) музыки Йозефа Гайдна. Автора хрестоматийного, почитаемого, но при этом вполне далекого от современных репертуарных магистралей.

Рудин, большой любитель нетривиальных программ и музыкальных раритетов, изученных и поданных с вниманием и ненатужно, уже однажды делал столь же значительный гайдновский проект -- в прошлом сезоне это была оратория «Сотворение мира» тоже с западными солистами. Теперь центром программы стала чудесная Teresienmesse, Месса Терезии -- одно из поздних духовных сочинений Гайдна, в венской премьере которого через два года после написания принимала участие королева двух Сицилий, жена австрийского императора Франца II Мария Терезия. Так что, несмотря на формальное посвящение княгине Марии Эрменгильде, жене гайдновского патрона князя Эстерхази, за мессой закрепилось ее нынешнее название. В умном рудинском исполнении обворожительная музыка, отсылающая как к высокому духовному барокко, так и к современным Гайдну светским музыкальным практикам, компактная, стройная, лишенная картинных развернутых арий, но зато щедро сдобренная изящными вокальными ансамблями, ловко впетыми, вшитыми в грациозную симфонически-хоровую ткань, звучала едва ли не по-царски. Латинский текст мессы с русским переводом, вложенный в программку, при всей его каноничности делал слушание редкой вещи более внимательным, как бы приближая публику к исполнителям, в центр музыкального происходящего и позволяя вместе с музыкантами изумляться его простоте и изяществу.

Оркестр был аккуратен и разноцветен, хор (что удивительно не только для коллектива-младенца, но и вообще для здешних хоров) радовал дикцией, был стилистически точен и деликатен. Солисты работали легко и свободно, чувствуя себя одинаково раскованно в трудной для местных певцов и вполне доступной для европейцев эпохе. Нюансы ансамбля заключались в разности голосов -- не в каждом такте интонационно безупречный хорватский тенор Крезимир Спайшер тем не менее вносил в ансамбль нежную краску. Швейцарский бас Штефан Маклауд создавал ему негрузную и строгую опору. Меццо Патрия Бардон -- вполне уже знаменитая универсалка, востребованная как в барочном репертуаре, так и в «Кармен» Бизе и в «Золушке» Россини, -- по голосу и манере была, пожалуй, чуть плотновата, но живостью голоса некоторую жирность красок компенсировала. Зато сопрано Люси Кроу в той самой партии, какую некогда пела королева, была нежна, светла, пластична и точна. И в результате, несмотря на легкий разнобой манер, живой ансамбль составился, и месса состоялась.

Две «королевские» симфонии, предпосланные раритету (48-я, «Мария Терезия», написанная по случаю прибытия императрицы в поместье Эстерхази, и 85-я -- «Королева», посвященная Марии-Антуанетте), так и прозвучали: скорее как вежливое предисловие, нежели как событие. Но программу все же украсили и событию не помешали.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.02.2008
Майкл Ли спас Берлинский кинофестиваль от скуки
Конкурс 58-го Берлинале добрался до половины, вызывая, как обычно, тоску и недоумение. Почти дюжина исполненных непрошибаемого культурного самодовольства работ, «серьезное» кино, не нужное ни зрителям, ни прессе, зато удовлетворяющее честолюбие фестивальных организаторов... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.02.2008
Оркестр Александра Рудина исполнил «коронованную» музыку
В красивом филармоническом абонементе «Великие кантаты и оратории» оркестр Musica Viva Александра Рудина, специально созданный для этого проекта одноименный хор и четверо иностранных солистов исполнили грациозно выстроенную программу «королевской» (посвященной коронованным особам или исторически с ними ассоциированной) музыки Йозефа Гайдна... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.02.2008
Родион Щедрин отметил юбилей в Литве
В национальной филармонии Литвы прошел юбилейный концерт, посвященный 75-летию российского композитора и почетного литовского гражданина Родиона Щедрина... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.02.2008
Смотрите с 14 февраля на экранах Москвы
«Исчезнувшая империя» (Россия, 2008, Карен Шахназаров). Ностальгическая драма о любовном треугольнике, которая развивается в конце 70-х годов прошлого века -- времени, когда никто еще и не мог себе предположить, что Советского Союза через десяток лет попросту не будет... >>
//  читайте тему:  Кино
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  13.02.2008
AP
Своих настоящих кумиров в Кремле Deep Purple увидели только за кулисами
В Большом Кремлевском дворце в понедельник состоялось невероятное по своей противоречивости мероприятие. Соответствующая месту и поводу (15-летию главной компании России -- «Газпрома») «солянка» из отечественной поп-тусовки, разбавленная заученными рассуждениями ведущих Гарика Мартиросяна и Яны Чуриковой о месте именинника в социально-политической жизни страны, предваряла концерт культовой рок-группы Deep Purple и американской звезды Тины Тернер... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама