N°184 06 октября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Разодранная память Борис Михайлов в Центре современного искусства
Выставку «Бриколаж, или Вчерашний бутерброд», открывшуюся в ГЦСИ, почему-то соблазнительно видеть в ассоциативной связи с монументальным экспозиционным триптихом Ильи Кабакова, что не на шутку взбудоражил сентябрьскую Москву. В обоих случаях радикально разрушается синтаксис художественного языка с целью последующего его переформатирования в иных, внеположенных искусству смысловых полях. Сходства улавливаются даже на уровне метода. В артцентре «Гараж» Илья Кабаков симулировал творческие биографии трех живописцев, каждый из которых по-своему реагирует на наваждения соцреалистического и авангардного формотворчества. И очень впечатляют дыры и зияющие черные пустоты внутри плохо нарисованных полноцветных или гризайлевых многофигурных сцен на узнаваемые по передовицам газет сюжеты советских будней. Впечатляют прежде всего своей абсолютной неуместностью (в прямом смысле), связанной с сущностным непониманием гравитационного поля изображения как такового, экзистенциальной природы картины в целом. В этом плане три протеже Кабакова -- антиподы другого классика неофициального искусства, художника Булатова. У Эрика Владимировича с конструированием картинного пространства всегда все в порядке. У Розенталя--Кабакова--Спивака не в порядке ничего. Черные и белые дыры (якобы мучающие глаз рожденных Кабаковым художников атавизмы авангардного мировидения) вляпаны в вывешенные в «Гараже» холсты на редкость беспомощно. Радикально неумело. Нет ни динамики, ни ритма, ни объединяющей композиционной идеи. Серенькая тоска.
Столь же радикально случаен и неискусен фотоприем Бориса Михайлова, которого Кабаков назвал «тотальным фотографом», сблизив его метод со своей концепцией «тотальной инсталляции», где воссоздается бессобытийная среда жизни с пылью, забивающей все поры бытия в модальности быта. Борис Михайлов случайно наложил старые пленки слайдов. Посмотрел на просвет. Оценил случайные сочетания и бесконечную их вариативность. Представил сперва в галерее ART4.RU, а теперь в ГЦСИ как «Вчерашний бутерброд» 1967--1981 годов. На одной картинке в обнаженную девушку вторгается разноцветная толпа советских граждан, бредущих по бульвару. На другой -- веревка с бельем висит в панораме железнодорожных путей. На третьей -- мухи засиживают спальный микрорайон. Еще скульптура усадеб и советских ПКиО завешивается тряпьем и заслоняется бытовым хламом или чьими-то немытыми ногами. В общем, похожее на кабаковское своим бескомпромиссным убожеством визуальное письмо. И так же мешают наглые, разрушающие пространственный образ вторжения -- комкающие картинку фактурные помехи, режущие ее геометрические объемы, заливающие кадр цветовые плоскости. И все опять-таки отчаянно не сделано. Эта несделанность парадоксальным образом влияет на то, что отношение к обоим проектам мэтров неофициального искусства СССР становится пронзительно личным. Бриколажи Михайлова, картины в новом музее Кабакова, как дети, ей-богу. Незащищенные и уязвимые. Лепечущие скорее не о глобальных проблемах семиозиса культуры, а о глубоко травмированном сознании рожденных в пыльном коммунальном убожестве людей. И навязчивые пустоты кабаковских картин, и разодранная память михайловских фотоснимков -- наглядные свидетельства этих травм. |
На экраны выходит фильм об Александре Колчаке То, что «Адмиралъ» А. Кравчука станет главным российским фильмом осени, было понятно давно -- даже несмотря на то, что идея увлечь современного зрителя историей жизни и любви Александра Васильевича Колчака -- полярника, царского адмирала, а после революции -- Верховного правителя России, кажется если не странной, то рискованной... >>
Помимо грандиозного -- на 1250 копиях -- релиза фильма, интенсивной рекламы на «Первом канале», к премьере должна выйти и необычная книга «АдмиралЪ. Энциклопедия фильма», состоящая из 33 основанных на уникальных документах эссе, а также бесед с создателями ленты... >>
Борис Михайлов в Центре современного искусства Выставку «Бриколаж, или Вчерашний бутерброд», открывшуюся в ГЦСИ, почему-то соблазнительно видеть в ассоциативной связи с монументальным экспозиционным триптихом Ильи Кабакова, что не на шутку взбудоражил сентябрьскую Москву... >>
Издательство «Фантом-пресс» выпустило сразу две книги о путях в рай Две женщины умерли -- одна в Америке, другая во Франции. На небе их встретил Создатель в образе авторитетного для них человека. Оказывается, Бог всегда предстает в знакомых, привычных образах, чтобы никого не пугать. Для каждого покойника свой Бог и свое преддверие рая... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|