N°184
06 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.10.2008
Разодранная память
Борис Михайлов в Центре современного искусства

версия для печати
Выставку «Бриколаж, или Вчерашний бутерброд», открывшуюся в ГЦСИ, почему-то соблазнительно видеть в ассоциативной связи с монументальным экспозиционным триптихом Ильи Кабакова, что не на шутку взбудоражил сентябрьскую Москву. В обоих случаях радикально разрушается синтаксис художественного языка с целью последующего его переформатирования в иных, внеположенных искусству смысловых полях. Сходства улавливаются даже на уровне метода. В артцентре «Гараж» Илья Кабаков симулировал творческие биографии трех живописцев, каждый из которых по-своему реагирует на наваждения соцреалистического и авангардного формотворчества. И очень впечатляют дыры и зияющие черные пустоты внутри плохо нарисованных полноцветных или гризайлевых многофигурных сцен на узнаваемые по передовицам газет сюжеты советских будней. Впечатляют прежде всего своей абсолютной неуместностью (в прямом смысле), связанной с сущностным непониманием гравитационного поля изображения как такового, экзистенциальной природы картины в целом. В этом плане три протеже Кабакова -- антиподы другого классика неофициального искусства, художника Булатова. У Эрика Владимировича с конструированием картинного пространства всегда все в порядке. У Розенталя--Кабакова--Спивака не в порядке ничего. Черные и белые дыры (якобы мучающие глаз рожденных Кабаковым художников атавизмы авангардного мировидения) вляпаны в вывешенные в «Гараже» холсты на редкость беспомощно. Радикально неумело. Нет ни динамики, ни ритма, ни объединяющей композиционной идеи. Серенькая тоска.

Столь же радикально случаен и неискусен фотоприем Бориса Михайлова, которого Кабаков назвал «тотальным фотографом», сблизив его метод со своей концепцией «тотальной инсталляции», где воссоздается бессобытийная среда жизни с пылью, забивающей все поры бытия в модальности быта. Борис Михайлов случайно наложил старые пленки слайдов. Посмотрел на просвет. Оценил случайные сочетания и бесконечную их вариативность. Представил сперва в галерее ART4.RU, а теперь в ГЦСИ как «Вчерашний бутерброд» 1967--1981 годов.

На одной картинке в обнаженную девушку вторгается разноцветная толпа советских граждан, бредущих по бульвару. На другой -- веревка с бельем висит в панораме железнодорожных путей. На третьей -- мухи засиживают спальный микрорайон. Еще скульптура усадеб и советских ПКиО завешивается тряпьем и заслоняется бытовым хламом или чьими-то немытыми ногами.

В общем, похожее на кабаковское своим бескомпромиссным убожеством визуальное письмо. И так же мешают наглые, разрушающие пространственный образ вторжения -- комкающие картинку фактурные помехи, режущие ее геометрические объемы, заливающие кадр цветовые плоскости. И все опять-таки отчаянно не сделано.

Эта несделанность парадоксальным образом влияет на то, что отношение к обоим проектам мэтров неофициального искусства СССР становится пронзительно личным. Бриколажи Михайлова, картины в новом музее Кабакова, как дети, ей-богу. Незащищенные и уязвимые. Лепечущие скорее не о глобальных проблемах семиозиса культуры, а о глубоко травмированном сознании рожденных в пыльном коммунальном убожестве людей. И навязчивые пустоты кабаковских картин, и разодранная память михайловских фотоснимков -- наглядные свидетельства этих травм.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.10.2008
На экраны выходит фильм об Александре Колчаке
То, что «Адмиралъ» А. Кравчука станет главным российским фильмом осени, было понятно давно -- даже несмотря на то, что идея увлечь современного зрителя историей жизни и любви Александра Васильевича Колчака -- полярника, царского адмирала, а после революции -- Верховного правителя России, кажется если не странной, то рискованной... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  06.10.2008
Помимо грандиозного -- на 1250 копиях -- релиза фильма, интенсивной рекламы на «Первом канале», к премьере должна выйти и необычная книга «АдмиралЪ. Энциклопедия фильма», состоящая из 33 основанных на уникальных документах эссе, а также бесед с создателями ленты... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  06.10.2008
Борис Михайлов в Центре современного искусства
Выставку «Бриколаж, или Вчерашний бутерброд», открывшуюся в ГЦСИ, почему-то соблазнительно видеть в ассоциативной связи с монументальным экспозиционным триптихом Ильи Кабакова, что не на шутку взбудоражил сентябрьскую Москву... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  06.10.2008
Издательство «Фантом-пресс» выпустило сразу две книги о путях в рай
Две женщины умерли -- одна в Америке, другая во Франции. На небе их встретил Создатель в образе авторитетного для них человека. Оказывается, Бог всегда предстает в знакомых, привычных образах, чтобы никого не пугать. Для каждого покойника свой Бог и свое преддверие рая... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика