N°176
24 сентября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.09.2008
На волне патриотизма
Россияне пока не знают, что им делать с Южной Осетией и Абхазией

версия для печати
Аналитический центр Юрия Левады выяснил в середине сентября, что больше половины россиян хотят сохранить российское военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии: им кажется, что ситуация там остается напряженной. 56% за то, чтобы войска (которые, надо заметить, к середине сентября и не думали уходить) остались. Но 27% полагают, что войска надо вывести. Число оптимистов, которые думают, что признание Абхазии и Южной Осетии -- это демонстрация силы и воли и потому пойдет на пользу Отечеству, составляет 40%. Напротив, считают это вредным 15%. А еще 28% думают, что хоть вреда и не будет, не будет и пользы. 18% затруднились определиться. Видеть Абхазию и Южную Осетию в составе союза России и Белоруссии спешат лишь 20% россиян. 24% считают, что России и Белоруссии стоит сперва крепко подумать, а 14% вообще не склонны приветствовать такую перспективу.

Разброс мнений, как видим, велик, и «волна патриотизма», помянутая на днях премьер-министром Владимиром Путиным в связи с событиями на Кавказе, кажется, распадается на целую гамму более мелких волн и течений. Выглядит, кстати, довольно обоснованным предположение, что, если бы социологи задали вопрос: «Где находятся Южная Осетия и Абхазия?» -- правильный ответ дали бы немногие.

Немаловажным, хотя и не совсем корректным, мог бы оказаться другой вопрос: «Кто живет в Южной Осетии и Абхазии?» Хотя 14% несогласных с идеей принять республики в союз России и Белоруссии, видимо, догадываются, что живут там отнюдь не белорусы, а примерно те же, кого эти же респонденты и их соседи привыкли обобщенно называть «лицами кавказской национальности». Вопрос отношения большинства россиян к выходцам с Кавказа не стали педалировать во время обсуждения перспектив российского сотрудничества с двумя новыми соседними государствами -- хотя он, несомненно, волнует жителей Абхазии и Южной Осетии. Об участии абхазцев и осетин в драках кавказцев с представителями коренного населения российских городов, в которых и те, и другие бывают в роли потерпевших, не было сказано в эти дни ни слова. Не говорили и о пристальном внимании российских милиционеров к гостям с юга. Стороны записали в договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи намерение гарантировать права и свободы гражданам независимо от их расы, пола, языка и религии.

Говоря о «волне патриотизма», премьер-министр Путин имел в виду прежде всего народы Северного Кавказа. Премьер-министр, несомненно, верно оценил ситуацию. Народы Северного Кавказа, увидев ввод войск в Грузию и признание независимости двух республик, получили случай убедиться в том, в чем они имели основания сомневаться в последние годы: в наличии у России военной силы и политической воли. Примерно то же самое Россия пыталась продемонстрировать, пока воевала в Чечне, принуждая ее, напротив, к отказу от идеи независимости.

Но та первая попытка, в 1994--1996 годах, закончилась поражением, после которого северокавказские руководители, ныне в большинстве своем члены партии «Единая Россия», считали хорошим тоном приглашать в гости президента Ичкерии Аслана Масхадова и говорить красивые тосты за свободу. Вторая закончилась иначе, хотя Чечню взяли в итоге не силой армии, а опорой на местных лидеров из бывших сепаратистов. В ходе обеих попыток с обеих сторон погибли десятки тысяч людей.

Сейчас и правда получилось по-иному. Во-первых, на чужой территории. Во-вторых, молниеносно, с четырьмя сбитыми противником самолетами, но без ужасов позиционных боев в городах. В-третьих, решительно: раз американцам и европейцам можно с Косово, то и нам можно в Абхазии и Южной Осетии. В-четвертых, развеяны сомнения: Россия все-таки обратила внимание на два народа, полтора десятилетия стремившихся доказать ей свое дружелюбие и расположение и готовых за это умирать. Не «сдала» их, а защитила и признала. Это, конечно, колоссальный символический акт. Волна патриотизма, которая, конечно, не могла не закружить в этот миг самих российских руководителей, поднялась и в самом низу, в том числе и на Северном Кавказе.

Только едва ли высокая волна долго продержится, потому что российские власти довольно смутно себе представляют, что делать дальше с этим внешнеполитическим достижением. Договоры с республиками заключены всего на десять лет, и даже в самих республиках понимают, что это -- окно возможностей для дальнейшей торговли. Вчера президент Абхазии Сергей Багапш, по сути, еще раз подтвердил -- и это знают опрошенные "Левада-Центром" россияне, -- что едва ли не единственным прагматическим итогом операции по принуждению к миру Грузии будет размещение в Абхазии и Южной Осетии российских войск.

Г-н Багапш не сообщил ничего неожиданного: он, в сущности, согласовал с российскими военными легализацию военных баз в Гудауте и Очамчире, потому что до августа 2008 года Россия официально не держала в Грузии иных войск, кроме миротворцев. Кроме Гудауты и Очамчиры будет еще гарнизон в Кодорском ущелье, чтобы по этой земле, населенной вольнолюбивыми сванами, больше никогда не крался к олимпийскому Сочи никакой чеченский боевик Руслан Гелаев. Будет в Абхазии и соединение кораблей Черноморского флота.

Все остальные взаимоотношения -- посольства в Сухуми и Цхинвали и подписанное в минувший понедельник соглашение о партийном сотрудничестве между «Единой Россией» и югоосетинской партией «Единство» -- выглядят пока чистой имитацией. Партийное созвучие, кстати, не должно было особенно обольщать руководство «Единой России»: «Единство» ни в коей мере не аналог партии российских бюрократов. Политику в Южной Осетии -- еще больше, чем в России, -- делают персоналии, а не партии, «Единство» не имеет политической монополии, а номенклатура отнюдь не считает своим долгом в нем состоять.

Вся экономическая и гуманитарная составляющая -- это, по сути, просто легализация того, что и так было до признания независимости двух республик Россией.
Иван СУХОВ



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.09.2008
Дмитрий Медведев отказался переселять жителей Чукотки на Большую землю
Для решения вопроса, как будет жить Чукотка без Романа Абрамовича, переставшего быть губернатором автономного округа, но, по некоторым сведениям, готового возглавить местный парламент, понадобилось вмешательство высшего руководства страны... >>
  • //  24.09.2008
"Справедливая Россия" пожаловалась Путину на его партию
Председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин в своей второй ипостаси -- премьер-министра страны -- встретился вчера с думской фракцией «Справедливая Россия». Лидер соответствующей партии Сергей Миронов, который одновременно является и сенатором, главой Совета Федерации, на беседу не пришел, ведь к Думе он отношения не имеет... >>
  • //  24.09.2008
Владимир Жириновский рассказал о возможном вооруженном конфликте России с Украиной
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил на телеканале «Украина» с заявлением о том, что если украинские власти начнут физическое уничтожение русского населения или репрессии против него, Россия имеет право осуществить вооруженное вторжение на территорию соседнего государства... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
  • //  24.09.2008
Материалы рабочей группы Всемирного конгресса русскоязычного еврейства будут переданы в ООН
Среди вопросов, обсуждавшихся на состоявшемся на днях в Тель-Авиве президиуме Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, главным стало обсуждение доклада рабочей группы ВКРЕ, посетившей Южную Осетию... >>
  • //  24.09.2008
Лидер "Справедливой России" хочет узаконить общественную цензуру телевидения
В понедельник председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» на встрече с преподавателями и студентами Литературного института имени А.М. Горького поделился новостью: его законопроект об общественном совете на телевидении передан в правительство... >>
  • //  24.09.2008
Россияне пока не знают, что им делать с Южной Осетией и Абхазией
Аналитический центр Юрия Левады выяснил в середине сентября, что больше половины россиян хотят сохранить российское военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии: им кажется, что ситуация там остается напряженной. 56% за то, чтобы войска (которые, надо заметить, к середине сентября и не думали уходить) остались... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика